«В Печах «дедовщина» была и денег не хватало». Бобруйчане о службе в армии

11.9k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото из архива «ВБ»
«ВБ» спросил у бобруйчан, недавно отслуживших в армии: сталкивались ли они с неуставными взаимоотношениями во время службы? Хватало ли им денежного довольствия, которое выплачивается солдату-срочнику, или нужны были дополнительные деньги?

Фото используется в качестве иллюстрации. Фото используется в качестве иллюстрации.

Количество уголовных дел, которые были возбуждены в Беларуси по всем фактам нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими:
2014 год – 13
2015 год – 27
2016 год – 17
2017 год – 13.
По данным Минобороны.

Трагедия, произошедшая 3 октября в Печах – военном городке в Борисове, где базируется «72-й гвардейский Объединенный учебный центр подготовки прапорщиков и младших специалистов», вызвала большой резонанс в Беларуси. Напомним, 21-летнего новобранца Александра Коржича нашли повешенным в подвале воинской части. 10 октября Следственный комитет возбудил уголовное дело. В качестве подозреваемых – два сержанта «учебки», которым инкриминируется нарушение уставных правил, повлекшее тяжкие последствия, а также прапорщик, который, по данным следствия, с июля по сентябрь похитил с банковской карточки погибшего солдата не менее 150 рублей.
Проверку по этому делу проводит и Генпрокуратура.

Министерство обороны по итогам своей проверки приняло решение отстранить от должностей командира и ряда должностных лиц командования воинской части, в которой проходил службу рядовой Коржич, а также тех, которым военнослужащий был непосредственно подчинен по службе.

«Необходимо смириться с тем, что придется полностью подчиняться – людям и уставу»

Владислав (служил в 147-й зенитно-ракетной бригаде в Бобруйске, уволился в запас в 2016 году):

– В нашей части неуставных взаимоотношений не было. Потому что коллектив подобрался сплоченный. Отношения, конечно, были не на равных, но и открытых конфликтов не было. «Деды», наоборот, учили нас. Что касается денежного довольствия – его, конечно, большинству не хватало. В зависимости от занимаемой солдатом должности оно составляло 8-20 рублей. Деньги уходили в основном на покупку предметов личной гигиены, сладостей, сигарет. Если в увольнение или отпуск нужно было ехать на межрегиональном поезде или в маршрутке – тогда еще и на проезд. (В общественном транспорте проезд для солдат-срочников бесплатный).

В первую очередь, чтобы адаптироваться к армии, срочнику нужно принять свое положение и смириться с тем, что придется полностью подчиняться – людям и уставу.

«Даже на самое необходимое приходилось просить деньги у родителей или друзей»

Александр (служил в воинской части №61732 в Осиповичском районе, проходил обучение в Печах в 2009 году):

– В Печах «дедовщина» была, однозначно. Например, «старики» не один раз поднимали нас ночью и заставляли отжиматься.

Еще очень запомнилась нехватка еды. Кормили не то чтобы плохо, просто очень мало. Не знаю, что бы я делал, если бы не мама. Она приезжала каждые выходные, привозила еду и деньги. Деньги – потому что довольствия не хватало. На тот момент это было что-то около 3-х рублей, поэтому даже на самое необходимое приходилось просить деньги у родителей или друзей.

После перевода в часть (в деревне Цель) стало полегче, но все равно «деды» нас «проверяли на прочность». Пытались перепоручить нам свою работу, отбирать сигареты. Но это длилось недолго, со временем отстали.

«Официально – это «дедовщина», на самом деле – нормальные человеческие отношения»

Алексей (прослужил 10 лет офицером в части войск ВВС и ПВО, уволился в запас в 2016 году):

– Открытых конфликтов между «молодыми» и «стариками» в нашей части не случалось. Все прекрасно представляли, насколько это серьезно и что за это может быть. Были другие случаи неуставных взаимоотношений, которые, по сути, не укладывались в устав, но это мы не запрещали. В любом коллективе складывается своя иерархия. Кто-то прослужил дольше, он опытнее, поэтому он имеет вес, его уважают, к нему лишний раз прислушаются. Официально – это «дедовщина», на самом деле – нормальные человеческие отношения.

Или еще пример: у меня есть обычный солдат, который прослужил год. Я его всему обучил, он уже все здесь знает и способен выполнить любую задачу. Мне легче сказать ему, чтоб он организовал выполнение какой-либо задачи более молодыми и неопытными, заодно он их и обучит, таким образом они набираются опыта. Но, с точки зрения устава, такое запрещено, потому как этот простой солдат не может командовать другими простыми солдатами. В таком случае я его просто назначаю старшим на данном объекте и направляю с ним более молодых. Все выглядит логично, но… считается «дедовщиной».

Что касается денег, конечно, они нужны солдату, как и любому человеку, на его обычные траты.

«Стараюсь готовить так, чтобы хватило не только ему одному, а всем ребятам»

Наталья, мама солдата-«срочника», который служит в одной из частей Бобруйска:

– Стараюсь навещать сына каждые выходные – он выглядит неплохо, на побои или недоедание не жалуется. Сначала просил приносить сладости, теперь хочет больше мясного. Стараюсь готовить так, чтобы хватило не только ему одному, а всем ребятам, с которыми он поддерживает отношения. Правда, уже второй раз приходится покупать ему «берцы». Армейские сапоги, видимо, не очень качественные, трескается подошва. Чтобы не дали ношеные, решила сама купить новые.
Проблемой стали лекарства – в медсанчасти лекарства не самые современные, а передать их сыну нельзя – запрещено. Вот сейчас у него проблема с зубом, как лечить – непонятно. Раньше, когда был госпиталь, все родители были спокойны, а теперь, придется ему, наверное, отпуска ждать.

«Дедовщины в бобруйских частях нет»

Военный комиссар г. Бобруйска, Бобруйского, Глусского и Кировского районов, подполковник Алексей Петрович Березовский:

– «Дедовщины» в наших частях нет. За время своей службы с такими случаями, как в Печах, не сталкивался ни разу. Разве, что-то по мелочи могло быть.