Родители умерли, дети разъехались, дома остались…

3387
Александр УДОДОВ. Фото: Александр ЧУГУЕВ
Пустующий дом в деревне: снести, сжечь или продать?

В Бобруйском районе сегодня официально пустуют 453 частных дома, но заселяться в них желающих нет. Хотя только 163 дома из этого числа признаны ветхими и заросли бурьяном. В остальных 290 можно было бы жить…
О том, что делают местные власти с такими домами, рассказал «Вечерке» председатель Бобруйского районного Совета депутатов Александр Емельянов.

ЦИФРЫ. Всего в районе 213 населенных пунктов, в 20-ти из которых зарегистрировано от одного до четырех человек, а в 8-ми – ни одного. Население стареет, и пустующих домов становится больше.
Ежегодно в деревнях сносят 60-65 домов, ставших со временем непригодных для жилья, некоторые из них попросту сжигают.

ПРОДАЖА. Многие наследники разъехались еще во времена Советского Союза, их родители умерли, а дома остались. Согласно Указу Президента №100, сельисполкому надо сначала три года наблюдать за таким домом. И если в нем никто не появляется, тогда, по решению суда, он признается бесхозным и поступает в оперативное управление сельсовета. Власть на местах принимает решение – снести такой дом, если он ветхий, или оформить документы и передать его на баланс ЖКХ для дальнейшего использования. Продать такой дом можно только с аукциона. Но это очень длительная процедура, и сегодня таким образом дома не покупаются. За 1 базовую величину продать свои помещения могут только юридические лица.
Самый распространенный способ – это когда продавец и покупатель находят друг друга и совершают сделку, заключив договор.

Больше всего сегодня покупают домов и строят в Сычковском сельсовете – деревнях Сычково, Калинино, Щатково, Тивновичи, в Вишневском – в Ломах, Селибе, в Слободковском – в Березовичах, Лекерта. Земля для застройки здесь закупается с аукциона. Тем не менее, даже в деревнях пригородного Слободковского сельсовета, по информации его председателя Анатолия Шелега, около 20 пустующих домов, на 5 из них готовятся документы в суд о признании их бесхозными.
Не пользуются спросом пустующие дома и участки для застройки в деревнях Воротынского, Горбацевичского, Брожского сельсоветов, где можно бесплатно, без аукциона, взять пустующий участок земли.

СНОС. При выявлении ветхих домов сельисполком направляет их собственникам предписание и устанавливает срок для восстановления домов либо их сноса, который не может быть менее трех и более шести месяцев. Если владелец проигнорирует предписание, дом сносят или продают с торгов, а права на участок отбирают.

Жить есть где, а молодые не едут
На самом деле незаселенных домов и квартир на Бобруйщине больше, чем 453. Но часть из них находится на балансе райжилкомхоза или построена сельхозпредприятиями за кредитные ресурсы и может быть востребована молодыми специалистами. Но специалистов, особенно главных, в хозяйствах не хватает, хотя поселить их есть куда.

Для сноса ветхих домов выделяются бюджетные средства. Иногда такие дома разбирают сами владельцы или соседи – на дрова.

Если дома построены с использованием глины или дранки, с обгоревшими стенами, их сжигают. Так, например, было в Глушанском, Горбацевичском, Сычковском сельсоветах.
Если дом сгорел от пожара, то для уборки его останков срок не устанавливается: если есть наследник – может, он захочет восстановить дом, когда вступит в наследство.

ПРОБЛЕМА. Как правило, возле пустующих домов не используются приусадебные участки. А отдать землю в сельхозоборот невозможно по той причине, что энергонасыщенным тракторам сельхозпредприятий проблематично заехать на такой участок между домами и обработать землю. Вот и зарастают такие участки бурьяном, хотя могли бы приносить пользу.

Купил пустующий дом, а потом пять лет судился

Бобруйчанин Петр рассказал историю своей покупки пустующего дома:
– Мы с родителями переехали в Бобруйск из Украины. В пригородной деревне купили для отца и матери у пожилой женщины дом, в котором она не проживала. Дом требовал ремонта, поэтому я его в БТИ не оформлял сразу, чтобы привести в порядок. Но спустя время объявилась дочь уже умершей бывшей хозяйки и стала претендовать на участок и дом, хотя в наследство вовремя не вступила. Дело дошло до суда, и он длился 5 лет, в течение которых я не мог ничего делать для приведения дома в порядок. Ссылались на то, что договор купли-продажи, якобы, был недействительным. Дело дошло до Верховного суда, и в прошлом году закончилось в мою пользу. За это время мой отец умер и сейчас в доме проживает одна мать.

Сколько можно «хранить» ветхий дом на участке?

«Мы купили в одной из отдаленных деревень ветхий, пустовавший дом – ради земельного участка. Но сейчас у меня нет средств, чтобы построить там что-то новое. Сколько времени мы можем сохранять на участке купленный старый дом, чтобы его не снесли власти?» – спрашивает бобруйчанин Анатолий.
Собственники пустующих домов при намерении использовать их для проживания подают до истечения трехлетнего периода, во время которого в жилых домах непрерывно не проживают лица, имеющие право пользоваться ими, соответствующие уведомления в сельский исполком. Сохранять ветхий дом на участке можно до окончания срока для восстановления, назначенного сельисполкомом.

Что такое пустующие и ветхие дома?

Эти понятия определяет Указ Президента №100:
Пустующие дома – «в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, находящихся в государственной собственности) с хозяйственными и иными постройками или без них, в отношении которых на 1 января каждого календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее одного месяца в календарном году, и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания».
Ветхин дома – «признанные в установленном законодательством порядке не соответствующими санитарным и техническим требованиям или непригодными для проживания, в отношении которых имеются достоверные сведения о том, что эти дома содержатся бесхозяйственно, а лица, имеющие право пользования ими, в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер к восстановлению этих домов для использования по назначению».