Почему «дымит» промзона? «Вечерка» проводит расследование

4898
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
В Бобруйск наконец-то пришло настоящее лето. А вместе с ним и смог, источником которого служит одна из промышленных зон города. Труба с клубами черного дыма была замечена и запечатлена корреспондентами «Вечерки» в районе «фандоковского» моста, где расположен ряд промышленных предприятий и бобруйская ТЭЦ-1.

Начальник котло-турбинного цеха теплоэлектростанции Сергей Реуцкий сообщил, что ТЭЦ-1 время от времени действительно «дымит» за счет того, что использует местные виды топлива. В частности, лигнин, который и придает клубам дыма характерную окраску. Кроме этого, иногда на ТЭЦ-1 фиксируется кратковременный нестабильный режим работы котлов, что также может стать причиной возникновения черного дыма.

– Но все показатели у нас в норме, труба оснащена системой контроля за выбросами в окружающую среду, поэтому данные легко проверить за конкретный день, неделю, месяц, – рассказал Сергей Сергеевич.

Информацию о том, что на ТЭЦ-1 действительно установлена автоматизированная система учета выброса вредных веществ в атмосферу, подтвердил и начальник Бобруйской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Алексей Савченко. Тем  не менее, он пообещал направить на предприятие специалиств, которые выяснят все на месте.

Корреспонденты «Вечерки» также решили разобраться, какая именно из труб в этом районе вот уже больше недели выбрасывает в воздух черные клубы дыма. Оказалось, что на снимке, который был сделан в районе моста, дымит труба мини-теплоэлектростанции  ОАО «ФанДОК». Как пояснил директор предприятия Андрей Партянков, котлы заводской мини-ТЭЦ , запущенной 10 лет назад, уже выработали свой ресурс и требуют капитального ремонта.

Генеральный директор ОАО «ФанДОК» Андрей Партянков и член Правления ОАО «Банк развития Республики Генеральный директор ОАО «ФанДОК» Андрей Партянков и член Правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Василий Швед.

– Сейчас мы готовим к запуску новый котел белорусского производства, аналогов которому у нас в стране нет. В отличие от старых котлов он «всеяден», то есть, может работать на любом топливе, – рассказал Андрей Иванович и, чтобы не быть голословным, организовал журналистам экскурсию к месту строительства новой котельной.

Строительство новой мини-ТЭЦ на ОАО «ФанДОК». Строительство новой мини-ТЭЦ на ОАО «ФанДОК».

Она вплотную примыкает к уже имеющейся теплоэлектростанции и не может претендовать на новостройку в прямом смысле этого слова. Оборудование  установлено посреди полуразрушенного здания, которое восстанавливают строители. Директор предприятия говорит, что в 1926 году здесь было построено не только первое сооружение ОАО "ФанДОК", но и первая электростанция в Бобруйске. Поэтому ее остатки решено было сохранить и восстановить.

– Жалко было разрушать, – улыбнулся Андрей Иванович и добавил, что по финансам реконструкция обойдется примерно так же, как и строительство нового здания. А вот из-за согласования проекта введение в эксплуатацию  котельной затягивается, и работу она начнет в конце сентября.

На вопрос о том, откуда у предприятия, которое находится в плачевном финансовом состоянии, деньги на замену котла, главный «фандоковец» даже возмутился:

– Все три года, что я здесь работаю, доводится слышать мнение, что «ФанДОК» – это какое-то «убитое» предприятие, на котором все плохо. Обидно, если честно. Что касается денег, то в рамках 529-го Указа были выделены средства на строительство фанерного завода, и в результате при проведении монтажных работ мы сэкономили 1,6 миллиона евро. Было решено пустить их на замену котла. Плюс получили кредит от Банка развития. Котельная – это сердце завода, без которого дальнейшая работа просто невозможна.

Что касается мини-ТЭЦ, то директор ОАО «ФанДОК» продемонстрировал гору древесной стружки, которая является топливом для котельной, и заверил, что при ее сгорании вред окружающей среде наносится минимальный. Другой вопрос, что старые котлы работают в аварийном режиме – топливо не успевает полностью сгорать, зола смешивается с паром, который и окрашивается в черный цвет.

Сейчас, по словам Андрея Ивановича, тот самый проблемный котел, из-за которого «дымит» труба, отключен. Второй котел будет работать, пока предприятие не запустит новую теплоэлектростанцию.

Жителям окрестных домов, впрочем, к дыму и смраду из промзоны не привыкать. Многие из них никак не отреагировали на коптящую трубу одного из предприятий, справедливо заметив, что бывали времена и похуже. Мужчины во дворе одного из домов по улице Куйбышева вспомнили  что когда-то на ОАО «ФанДОК» вместо мини-ТЭЦ работала довоенная котельная.

– Тогда у нас во дворе зимой снег окрашивался в черный цвет. Сейчас такого уже нет давно.

Дым, а по факту – окрашенный пар из трубы, им совершенно не мешает и не доставляет неудобств. Женщины по-прежнему вывешивают во дворах белье, не опасаясь, что на нем останется копоть. А неприятные запахи списывают на то, что бобруйская «промка» никогда не отличалась цветочным благоуханием. И, в общем, теперь уже даже не важно, что именно является источником «амбре».