Официальный уровень безработицы в Бобруйске сегодня составляет 1% от экономически активного населения. Коэффициент напряженности – 0,9 (проще говоря, на 1 вакансию приходится 0,9 безработных).
О том, какова ситуация в этом плане на одном из старейших предприятий города - ОАО «Славянка» - решила узнать «Вечерка».
«У нас уволился грузчик, и столько было претендентов на эту вакансию!..»
– У нас на предприятии другая тенденция: за первое полугодие принято 54 человека, уволено – 40, – говорит директор ОАО «Славянка» Теймураз Бочоришвили. – В течение июля зачислено на работу 28 молодых специалистов, закончивших наш технологический профессионально-технический колледж.
Рассмотрим ситуацию на их примере: у этих молодых специалистов в дипломе сразу несколько специальностей: и швея, и парикмахер, и мастер по маникюру. Это дает им больше жизненного выбора. И сегодня наблюдается такая тенденция, что они постоянно находятся в трудовом поиске: ищут новое место работы, лучшие условия и совсем не держатся за прежнее место. Люди, особенно молодые, активные, мобильные, с амбициями, имея такой широкий профессиональный выбор, считают, что могут найти своим силам лучшее применение. Поэтому и происходит с кадрами такое «броуновское движение». Из-за этого тоже возникают сложности, и они этим рискуют пополнить число безработных.
02.08.2017, Бобруйск. ОАО "Славянка". Инженер-конструктор Тамара Сипкова.
– Теймураз Николаевич, что сегодня подвигает работника к увольнению?
– Я считаю, что сейчас есть три фактора, которые могут сподвигнуть людей на увольнение с прежнего места. Во-первых, это условия труда. На самом деле очень важный фактор. У нас, например, как у швейного предприятия, созданы безопасные и комфортные условия, это может быть одним из таких преимуществ, что люди не спешат искать другое место взамен.
Во-вторых, важным фактором сегодня является и уровень зарплаты – все хотят получать больше и думают, что, уйдя с прежнего места, с легкостью найдут новое, более прибыльное. Но эти ожидания не всегда соответствуют реальности. И они рискуют пополнить число безработных.
В-третьих, это моральный климат в коллективе. Он тоже важен: если есть единая общность, если ты ходишь на работу с удовольствием – то зачем увольняться? А если постоянные склоки в коллективе, неуважение друг к другу – это тоже побуждает искать новое место.
– Почему вдруг сегодня все заговорили о кадровой оптимизации?
– Оптимизация трудовых коллективов – это не тенденция, она будет всегда проходить, ведь жизнь настолько быстро меняется. Мы идем по пути развития, и просто необходимо делать эту оптимизацию численности: выпадают какие-то специальности, потребность возникает в других, нужны работники, которые лучше разбираются в современном оборудовании, с базовыми знаниями компьютерной грамоты. В первую очередь, под оптимизацию всегда попадают малоквалифицированные работники.
Вот, например, показательно: у нас как-то уволился грузчик, и столько было претендентов на эту вакансию, а ниже квалификации уже, казалось бы, и нет. Поэтому низкоквалифицированным работникам всегда будет сложно с трудоустройством.
Сложнее всего при подборе кадров новым предприятиям, мы же работаем с 1939 года. У нас идет непрерывный процесс обучения, замещения кадров, повышения их уровня квалификации. И если освобождаются какие-то вакансии, есть у нас и резерв кадров.
«Профессия швеи будет существовать, пока люди будут одеваться»
– На какие специальности, на ваш взгляд, будет расти спрос? Например, швея – профессия будущего?
– Сложно делать футуристические прогнозы о том, какие специальности будут востребованы, но в любом случае ясно одно – нужны более образованные кадры, более квалифицированные. У белорусов есть такая черта, как работоспособность, и очень важно, чтобы она оставалась, потому что сегодня нужны еще и те люди, которые стараются работать и ответственно выполняют задания. Это все можно назвать одним словом – профессионализм. Такие работники никогда не останутся нетрудоустроенными.
Также именно сейчас любое предприятие города нуждается в высококвалифицированных специалистах по продажам. Есть потребности в Бобруйске в усовершенствовании в сфере роста продаж.
Что касается профессии швеи… По прогнозам Google, к 2030 году эта профессия должна будет исчезнуть. Я в это не верю, конечно. Это грубый расчет, нужно знать швейное производство, чтобы понимать, что на 3D-принтере не напечатаешь женское пальто. Можно, конечно, сделать плавки из синтетического материала или что-то примитивное, но на большее рассчитывать не стоит. К тому же, ведь и 3D-принтер должен быть более выгодным, чем швейное производство. Это тоже оборудование, и его надо обслуживать. Поэтому профессия швеи будет существовать, пока люди будут одеваться.
02.08.2017, Бобруйск. ОАО "Славянка". Швейный цех №2
– Многие увольняются, потому что хотят зарплату в 500 долларов…
– Есть другое понятие – средняя зарплата по стране, по районам. Например, в Солигорском районе, я читал статистику, уже 1 200 рублей средняя зарплата. Почему? Потому что там шахтеры – у них зарплаты большие. В столице зарплаты тоже отличаются. Простой человек всегда считает именно ту зарплату, которую он получает на руки. А в статистике идет зарплата без подоходного налога и вычетов в пенсионный фонд. Поэтому вопрос об этом весьма спорный.