Дело гомельских таможенников. В наручниках оказались сразу два отдела

3017
Фото: naviny.by
В списке обвиняемых – 18 человек. Таможенникам вменяют в вину получение взяток за пропуск через границу грузов без документов.

28 июля судом Центрального района Гомеля началось рассмотрение уголовного дела по обвинению организованной группы в даче и получении взяток, а также злоупотреблении служебными полномочиями. В списке обвиняемых – 18 человек: должностные лица Гомельской таможни и представители некоторых фирм.

Дело рассматривается в зале Гомельского областного суда из-за большого количества обвиняемых, каждый из которых имеет до трех адвокатов. Обвинение поддерживают три прокурора. Судья в данном процессе – председатель суда Центрального района Григорий Дмитриенко.

11 обвиняемых находятся в клетке, причем один из них – отдельно от других. Еще семеро обвиняемых и их адвокаты заняли половину зала, из-за чего многие родственники обвиняемых, пришедшие на суд, остались в коридоре. 

Среди фигурантов дела – старшие оперуполномоченные Гомельской таможни, начальник отдела по борьбе с контрабандой, а также руководители и работники частных предприятий, индивидуальный предприниматель, официантка придорожного кафе.

Задержание производили сотрудники Комитета госбезопасности 3, 9 и 10 февраля. Практически в полном составе в наручниках оказались два отдела таможни – оперативно-поисковой и по борьбе с контрабандой.

Десять часов, чтобы зачитать обвинение

Согласно обвинению, оглашенному в суде, участники преступной группы брали взятки за беспрепятственный проезд автомобилей из России в Беларусь без сопроводительных или ветеринарных и фитосанитарных документов.

По версии обвинения, официантка кафе «Пилигрим», расположенного возле пункта пропуска «Селище», была посредником, и через нее от предпринимателей передавались взятки таможенникам.

На уточнение анкетных данных и разрешение ходатайств ушло около двух часов. Полностью зачитать обвинение на первом заседании не удалось.

Государственный обвинитель Евгений Фартушняк заметил, что обвинение состоит из более чем двухсот страниц. «Более двухсот страниц... Восемнадцать обвиняемых... Значит, нам нужно около десяти часов?» – прикинул судья.

Из первой части обвинения стало известно о роли официантки кафе «Пилигрим», которая была посредницей и через которую деньги перекочевывали из карманов предпринимателей в «средний ящик письменного стола» сотрудников таможни.

Далее зачитали обвинения таможенникам, трое из которых идут по делу как организаторы группы.

По версии обвинения, за беспрепятственный въезд и выезд транспорта с грузом, не имеющим всех необходимых документов, таможенники брали в среднем по сорок долларов.

Группа характеризовалась «сплоченностью, взаимозаменяемостью, распределением ролей, стабильным составом участников, разработанной структурой, принципами взаимодействия». Руководители группы, по мнению обвинения, получили не менее 60 тысяч российских рублей в виде взяток.

Кто признал вину – под подпиской, остальные – в СИЗО

Родственники таможенников пишут письма в прокуратуру и Администрацию президента, говорят, что на арестованных было оказано физическое и психологическое давление со стороны сотрудников КГБ.

«С поличным не взяли никого. А вообще всё началось с одного таможенника, который ранее уволился и занялся распространением наркотиков. Его взял КГБ, он стал с ними сотрудничать, ему сказали – по этому делу ты идешь свидетелем (по взяткам), а по наркотикам получишь минимальный срок. Его осудили на семь с половиной лет за наркотики. И обещания сделать его свидетелем по делу о взятках тоже остались только обещаниями, потому что его сделали организатором, чему он был очень сильно удивлен», – откровенничали после первого заседания родственники.

По их словам, первоначально организованной преступной группы в обвинении не было, всем шла только ч. 2 ст. 430 – получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере.

«Группа появилась недавно, перед ознакомлением с материалами дела. Наверное, так красивее, мол, вся таможня – взяточники. Те, которые признали вину – под подпиской, те, кто не признал – в СИЗО. Дело ошмянских таможенников очень похоже на наше. Мы написали в прокуратуру, нам сказали, что наши слова ничем не подтверждены. Почему у них все доказано? Если в обвинении столько всего – неустановленный водитель, в неустановленное время, на автомобиле с неустановленными номерами...», – заметили родственники.

Следующее заседание 1 августа.

Алена ГЕРМАНОВИЧ, «Белорусские новости».