Директор ОДО «Веста» Анна Бузак: «Мне достаточно работать пару часов в день, чтобы предприятие функционировало»

5988
Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Только проработав, начиная с 2001 года, пять лет директором ОДО «Веста», Анна Иосифовна смогла позволить себе купить автомобиль в кредит.

Анна Иосифовна Бузак. Анна Иосифовна Бузак.

- Анна Иосифовна, когда реализовалась идея создать в Бобруйске кабельное телевидение?
- Реализовалась эта идея в ноябре 1990 года. Вначале возник кооператив, затем – малое предприятие, потом – ООО «Веста» и только потом – ОДО «Веста». А я уже являюсь директором с 11 июля 2001 года. А до этого была и телеоператором, и ведущей на телевидении… Что мы только ни делали. Мы делали все! Начиная от бухгалтерии, поиска клиентов, заключения договоров, работы с неплательщиками… А сейчас я могу сказать, что мне достаточно работать пару часов в день, чтобы предприятие функционировало, потому что услуга наша однородная – кабельное ТВ. Мы верим в то, что, если кабельное телевидение востребовано в Германии, Англии и Америке (а они опережают нас лет на 15-20), то мы еще тоже будем востребованы, поскольку у нас самая дешевая услуга. 5 рублей 50 копеек – за 60 каналов высочайшего качества. Я считаю этим можно гордиться.
- За какую сферу деятельности отвечает сегодня фирма «Веста»?
- Если раньше у нас были газета, телеканал и собственные телевизионные программы, то сейчас осталось только кабельное телевидение. Тем не менее, и сегодня фирма «Веста» остается на плаву, мы работаем 26 лет. На сегодня мы транслируем телеканалы высочайшего качества. И это все потому, что наша фирма является полигоном и испытательной станцией продукции немецкой фирмы «ASTRO». И наш главный инженер испытывает данное оборудование, дает рекомендации немцам, как и что идет не так (если такое случается). И мы этим фактом очень гордимся. Мы ездим на конференции в Лейпциг, Кёльн, Бергешгладбах, где расположена головная фирма.

- Я много езжу по заграницам – в командировки и на отдых. Я испытываю гордость за свою страну, и могу констатировать, что мы живем лучше, чем они! Это же подтвердила моя подруга, недавно приехавшая из Америки. Она утверждает, что там нигде в городах нет таких идеальных дорог, как у вас, такой чистоты, как у вас… И я, в свою очередь, рассказываю за рубежом, в какой прекрасной стране и прекрасном городе мы живем!


- Есть ли люди, которые работают с первых дней до сего времени?
- Да, например, Олег Камай. Он – один из первых соучредителей. Некоторые работают из тех, кто пришел в 90-е годы. Ротация кадров у нас происходила таким образом, что оставались самые стойкие и квалифицированные. Даже в том случае, если у нас работали родственники и они проявляли себя недостаточно профессионально или ответственно, то мы расставались, потому что работа – это работа. Когда ты на работе, то обязан заниматься тем, что тебе поручено, с полной отдачей. Есть люди величайшего профессионализма. Например, Сергей Цыбулькин. Он уходил в армию из нашей фирмы, вернулся и работает со всей душой.
- Какой у вас штат?
- Около сорока человек. Мы провели своего рода оптимизацию. Например, отказались от услуг бухгалтера (за это отвечает нанятая фирма), водителя… Нет незаменимых людей. Если кто-то заболел или ушел в отпуск, всегда ему найдется замена. Например, я могу выполнить работу уборщицы или диспетчера, если возникнет необходимость.
- Как вы вернулись в фирму уже в качестве ее директора? Я помню, что этому времени предшествовала ситуация, когда в городе были сразу 4 фирмы, представляющие населению Бобруйска услуги кабельного телевидения…
- Да, кроме «Весты», еще были «Экран», «Континент» и «Информ-ТВ». Но у Александра Георгиевича (Бузака – А. Б.) есть такое замечательное качество – умение убеждать. Правда, к тому времени, когда я вернулась, дела на фирме шли, мягко скажем, не очень. А перед этим состоялось знакомство с моим теперешним супругом – Олегом Аркадьевичем Хоронеко. Оказалось, что мой Олег Аркадьевич начинал «Информ-ТВ» на 6-м микрорайоне, а он – человек, обладающий феноменальной технической памятью (не зря его так ценят в Германии), и помнивший там каждый узел, каждый усилитель, каждое соединение... Так вот, когда я вернулась в фирму «Веста», он, как главный инженер, оказался на такой высоте в техническом плане, что занимает эту должность до сих пор. Наш тандем и сыграл решающую роль: его техническое руководство, мое – административное. Правда, как руководитель, я – очень жесткая на работе. Мои требования очень четкие, конкретные, профессиональные. Однако при этом стараюсь удовлетворить потребности работников. Мы знаем семьи, знаем, кто как живет, помогаем строить квартиры, покупать машины.


- Что означают ваши последние две фразы?
- То и означает: покупаем человеку машину, он на ней ездит год-два, перерегистрируем и отдаем. Варианты разные, например, можем доложить необходимую для покупки сумму, или один работник покупает новый автомобиль, мы добавляем недостающую сумму, а старый он отдает другому работнику, или продаем служебную машину за остаточную стоимость…
- Судя по всему, вы цените свои кадры?
- Однозначно! В первую очередь, это те, кто работает на передовой позиции – диспетчера, которые принимают заявки, и люди, которые ходят по этим заявкам – подключают, ремонтируют. Именно на их плечах и держится благополучие фирмы. Соответственно, фирма делает все возможное, чтобы поднять благополучие этих людей. Люди у нас в стране живут тяжело, а в фирме зарплаты хорошие. В среднем – 700-800 рублей в месяц.
- А «кадровый фильтр» для пьющих и курящих – это о чем?
- Это касается только работы. Например, ко дню рождения мы даем материальную помощь человеку, а он всех угощает, но без алкоголя. Да, у нас нет курящих, за исключением тех, кто работал еще до введения «фильтра». Либо бросаешь, либо не работаешь у нас.
- Сколько абонентов пользуются кабельным телевидением?
- Можно сказать, что половина города. Ленинский район – это «Котрез», а Первомайский – «Веста». При этом в «Котрезе» можно заплатить за «Весту», и наоборот, так как учетная база у нас единая.
- Когда появилась «Zala», стали раздаваться голоса: «Ну, все, «Весте» – хана». Однако уже прошло время, которое показывает, что нет, не хана. Как вы восприняли появление этой услуги?
- Конечно, это – наш конкурент. И, конечно, конкурировать с ними сложно, поскольку это государственный ресурс. Вообще не понятно, как можно с ними конкурировать… Однако, как ни крути, у нас выходит дешевле, и пять телевизоров в одной квартире они не поставят. Так что все равно по цене они нас не «перебьют». Если вы хотите смотреть качественно, но не переплачивая, то, конечно, это кабельное телевидение. Если вы хотите еще и интернет, запись, «промотку», то это другое дело.
- Однако часть абонентов отошла?
- Конечно. Но самое интересное – они уходят, а потом возвращаются назад. Мы принимаем и подключаем всего за один рубль. Поскольку «Белтелеком» – государственная организация, то они будут делать свою работу, а мы – свою. Я полагаю, что в нашем городе есть достаточное количество здравомыслящих людей, которые умеют считать деньги и способны сделать правильный выбор… Только, пожалуйста, пусть чаще обновляют список телеканалов и делают перенастройку.

- Ваше имя часто можно встретить, когда речь идет о благотворительности и меценатстве. Когда это началось?
- Сразу же, как появилась возможность. Если финансовой возможности нет, ты можешь помочь лишь какой-то моральной поддержкой. В бытность Михаила Бондаренко мэром он четко поставил вопрос: «Вот список для вашего спонсорства, выбирайте себе подшефных». Мы выбрали детский социальный приют, потому что думаем о будущем. Ведь там, куда мы все уходим, карманов ни у кого нет, а то, что мы отдаем, то останется. Помимо этого, я никогда не грешила неблагодарностью – у нас в семье так, у нас в крови так. У нас была большая семья, где царили взаимовыручка и взаимопомощь: кому-то что-то купить, кому-то дом построить, собрать деньги на мероприятие. Я с детства усвоила: помогаешь другим, и тебе помогут. И, слава Богу, мне так жить удается.
- Но существует ведь какие-то критерии отбора в спонсорстве?
- Их несколько. Например, вас – много, я – одна. Есть еще люди, которые считают, что я им что-то должна, но я никому ничего не должна. Еще важно, как человек подходит, как обращается… Если мне присылают письмо из какой-то организации, наподобие «Мир Богу!» или «Дайте детям!», я им никогда ничего не дам. Я реально должна знать, куда и на что это идет. Помимо этого, моей интуиции обычно хватает, чтобы определить, вымогатель это, или нет. Поначалу тяжело было говорить «Нет», но сейчас я умею это делать.
- Помимо спонсорства, вы активно участвуете в общественных организациях…
- Да, я – заместитель председателя городского Союза женщин, заместитель председателя бобруйского отделения Белорусского союза офицеров. Еще активно участвую в деятельности женского клуба «Незабудка».
- Что посоветуете тем, кто собирается открывать свое личное дело?
- Верить и не отступать! Выяснить, что он умеет делать хорошо и совершенствоваться в этом деле. Постоянно делать небольшие шажки к поставленной цели, и тогда он неизбежно ее достигнет. Все остальное познается на собственном опыте. Лично я сделала много ошибок, но никто не отменял высказывание: «Если бы я была такая умная, как потом…»
- Главное ваше достижение в жизни?
- Любимый человек, любимая работа и отсутствие зависти. Способность жить «здесь и сейчас» и получать удовольствие от каждого момента в жизни, никого не осуждать. Почему американцы живут хорошо? Потому что считают себя свободными людьми. Но при этом они говорят: «Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя»
- Кому хотели бы передать свое дело?
- У меня есть старшая внучка, которую зовут Веста. Ей – год и 7 месяцев. Сын специально назвал ее так, прелестная девчонка. Но я не собираюсь помирать! Я живу здесь и сейчас, а что будет завтра – меня, по большому счету, не интересует. Завтра будет так, как должно быть, даже если будет иначе.