Прокурор просит для экс-мэра Коваленко 8 лет с конфискацией. 11-й день суда

7717
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Трое фигурантов дела, включая экс-мэра Бобруйска, обвиняются в получении взяток, общая сумма которых уточняется. "Вечерка" продолжает следить за развитием событий.

Суд не смог обеспечить явку двух свидетелей - Лысаковского и Тишкова. В итоге было принято решение огласить их показания, полученные в ходе предварительного расследования.

Из протокола допроса Лысаковского следует, что в 2015 году он искал достойную по зарплате работу и обратился за помощью к Артуру Ахундову. Через отца тот организовал соискателю встречу с мэром Андреем Коваленко, который предложил на выбор две должности. Одна из них - директор отеля "Турист". За услуги Ахундовы потребовали сперва 10 тысяч долларов, позже сумма снизилась до 8 тысяч. Половину этой суммы Лысаковский передал Ахундовым в кафе "Апшерон".

К исполнению своих обязанностей Лысаковский приступил в феврале 2016 года. Зарплата в размере 700 рублей его не устроила, он рассчитывал на 1200 рублей в месяц. Поэтому, как следует из протокола допроса, он отказался отдавать вторую часть взятки в размере 4 тысяч долларов, которые требовали Ахундовы, заявив, что собирается увольняться.

Лысаковский утверждает, что не знает, кому предназначалась взятка. Ахундовы в разговоре упоминали, что это - "деньги для людей". С Коваленко директору отеля позже приходилось регулярно встречаться по рабочим вопросам, но городской глава ни разу не дал понять, что взятка предназначалась именно ему.

Эльшад Ахундов утверждает, что не требовал денег с Лысаковского - тот сам их предложил за помощь в трудоустройстве, заявив, что может дать 10 тысяч долларов. Это подтвердил и Артур Ахундов, который заявил, что инициатором дачи взятки является Лысаковский. По словам Андрея Коваленко, Лысаковский пришел к нему уже после общения с первым вице-мэром Олегом Ковелем, и заявил, что хочет трудоустроиться директором отеля. Денег за помощь в трудоустройстве этого человека, как утверждает экс-мэр, ему никто не передавал.

Из протокола допроса директора компании "Делал строй" Тишкова следует, что за помощью в получении подрядов от коммунальных служб города он обращался к Эльшаду Ахундову в 2015 году. За содействие в благоприятном решении вопроса он передал Ахундову около 13 млн. неденоминированных рублей и пообещал с выполненных работ "отстегивать" по 7% от общей суммы каждого подряда. Когда в начале 2016 года возникли проблемы с расчетами по подрядам, Тишков вновь обратился к Ахундову. Вскоре, с его слов, деньги - свыше 180 млн. - в несколько приёмов поступили на счет компании. Из них он передал Ахундову около 12 млн., что и составило обещанные 7%.

Защита приобщила к делу заявление из ИМНС о том, что с 1 сентября 2017 года в связи с сокращением штата будет уволена супруга Артура Ахундова. На вопрос о том, куда она собирается трудоустроиться, ее супруг ответить не смог.

Эльшад Ахундов нас вопрос защиты о том, признает ли он свою вину в соучастии при получении взятки, ответил:

- Да признаю. И раскаиваюсь.

На дополнительные вопросы судьи относительно того, в чем именно, Эльшад Ахундов заявил, что виновен в подстрекательстве людей, которые давали взятки. И в том, что "втянул во все это Андрея Викторовича". Артур Ахундов также заявил,  что полностью признает свою вину, но не смог сказать, в чем именно виноват.

Судья Сергей Королев объявил о завершении следствия и о начале прений по делу. Слово передано гособвинителю Константину Левицкому, который перечисляет преступления, совершенные экс-мэром Андреем Коваленко. Он заявил, что вина обвиняемых полностью доказана. Левицкий потребовал для экс-мэра 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Для Эльшада Ахундова он попросил у высокого суда 3,6 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Такое же наказание гособвинитель требует для его сына Артура Ахундова, с заключением его под стражу в зале суда до вынесения приговора.

Адвокат Андрея Коваленко начала свою речь с зачитывания обращения к суду бобруйчан, которые просят учесть все то хорошее, что экс-мэр сделал для развития города. Адвокат также считает, что по ряду эпизодов вина подсудимого не доказана. Обвинения основаны на словах Ахундовых, которые, как она считает, путаются в своих показаниях. Адвокат требует оправдать Коваленко по четырем эпизодам.

Защитник экс-мэр отмечает, что показания ее подзащитного с самого начала следствия были лишены противоречия. По оставшимся эпизодам он чистосердечно признал свою вину, отметив, что суммы взяток, в получении которых его обвиняют, не соответствуют действительности. Адвокат попросила исключить из обвинения взятки на общую сумму в 4,5 тысяч долларов США. А также учесть ряд смягчающих обстоятельств, среди которых - наличие двухлетней дочери.

- С одной стороны, у нас есть преступление, а с другой стороны - человек и его судьба, - отметила адвокат Коваленко, добавив, что просит для него минимально возможную меру наказания.

Слово передано адвокату Эльшада Ахундова, которая строит свою защиту на том факте, что все без исключения взяткодатели не видели другого пути решения вопросов. Следовательно, это является нормой в Бобруйске, о чем "люди прекрасно осведомлены".

- Все это является питательной средой для того, чтобы возникали подобные дела, - подчеркнула адвокат.

В оправдание подзащитного она отметила, что этот человек имеет огромный круг общения, он привык помогать людям. В какой именно момент и почему он ступил на "кривую дорожку", сказать сложно. Но этот человек признает свою вину и раскаивается не только в совершенных преступлениях, но и в том, что не смог уберечь от этого сына. С учетом состояния здоровья подзащитного адвокат попросила для него наказание в виде ограничения свободы без отправки в колонию.

Слово передано адвокату Артура Ахундова, которая настаивает на том, что ее подзащитный не являлся инициатором получения взяток.

- Те, кто их давал, взрослые образованные люди. Они понимали, что делают.

Все адвокаты указали на то, что их подопечные подписали досудебные соглашения о сотрудничестве, чистосердечно раскаялись. Поэтому они могут рассчитывать на то, что сроки заключения не превысят половину от максимально возможных, что предусмотрено действующим законодательством.

Артур Ахундов попросил не лишать его свободы, так как все осознал. Его желание - жить честно и воспитывать дочь.

Андрей Коваленко, обращаясь к присутствующим, в последнем слове заявил, что раскаивается и признает себя виновным. Взятки не пошли впрок - мать подсудимому, которой требовалось серьезное лечение за счет полученных средств,  спасти так и не удалось, она скончалась во время следственного процесса. 

Экс-мэр признал себя виновным и отметил, что все произошедшее стало для его семьи сильным психологическим ударом.

- Я проклинаю тот день, когда познакомился с Эльшадом! - заявил Андрей Коваленко.

Суд продолжит свою работу в пятницу, 14 июля.