Статус Бобруйска, как культурной столицы, может быть не временным

3065
Владимир ПОТАПОВИЧ, магистр права, коренной бобруйчанин. Фото из архива «ВБ».
Открытое письмо к еще оставшимся интеллигентам Бобруйска.

Нынешний год весьма знаменательный как для нас, его жителей, и для самого города - Бобруйску доверено почетное и довольно-таки ответственное звание – город культуры!

Хочется радоваться и вместе с тем гордиться со всеми бобруйчанами столь заслуженным, хотя и, к сожалению, краткосрочным по времени статусом. Как и полагается в таких случаях, мы вместе с представителями местной администрации начинаем перечислять множественные заслуженные качества бобруйчан, за которые действительно сердце трепетно стучит в груди и внутреннее «эго» заставляет все больше и больше уважать себя и с радостью осознавать себя жителем столь славного и знаменитого города.

Но… Перебирая множественные заслуги Бобруйска и бобруйчан, нехотя, случайно втаптываешься-таки в сопутствующее нашей биологически активной жизнедеятельности обстоятельство, которое (как всегда) портит, как известная ложка дегтя, бочку прекрасно пахнущего меда. Я говорю о лишении в год культуры (?!) города Бобруйска основы этой самой культуры. Хочется привести огорчившее и меня лично и, я уверен, всех бобруйчан событие этого года – лишение нас статуса города с возможностью получить высшее образование.

Конечно, можно экономически прагматично привести заключения минских представителей, курирующих «канающий в лету» Бобруйский филиал минского БГЭУ, скрупулезно изложить все на бумаге, подтвердить существующими юридическими нормами белорусского законодательства, подшить в папочку и с философским видом обосновать все текущим историческим моментом. Но мне думается, что тот же самый дух, который овладел ревностными исполнителями упразднения бобруйского филиала БГЭУ, владел в свое время небезызвестным Геростратом, поджигающим знаменитую Александрийскую библиотеку, и племенами вандалов, без сожаления уничтожавших бесценные произведения культуры Древнего Рима.

Конечно, если подсчитать стоимость краски и холста, которые понадобились Леонардо да Винчи для создания «Джоконды», то с уверенностью можно поставить ее на полку с картинами современных неизвестных художников. Я это к чему? Ценность «Джоконды» увеличилась в неисчислимое множество раз гением самого да Винчи и ничем более. То есть «не место красит человека, а человек красит место». Неужели наш славный и в историческом, и индустриальном, и демографическом понимании город не достоин права иметь свой институт? Да что я говорю институт, посмотрим на статистические данные и здраво порассуждаем вместе.

Барановичи, город брестского областного подчинения, численностью 179 439 человек, стоит на 8-м месте по населенности в республике. Имеет свой даже не институт, а Барановичский государственный университет. Может, Барановичи тоже славный исторический город, только вот у меня лично его название ассоциируется со знаменитым Брусиловским прорывом в 1916 году, и только.

Далее, город Мозырь, гомельского областного подчинения, численностью 111 801 человек, стоит на 12-м месте по населенности. Имеет свой, родной, Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина. С названием Мозырь у меня лично не возникает никаких исторических ассоциаций.

Далее, Пинск, город брестского областного подчинения, численностью 138 202 человек, стоит на 10-м месте по населенности. Имеет свой, родной Полесский государственный университет. О Пинске, все же, вспоминаю, как о местечке, где появилось-таки учебное заведение иезуитов с целью контр реформаторского защитно-просветительского процесса в противовес протестантскому просвещению Западной Европы.

Не обойду и город Новополоцк. Город витебского областного подчинения, численностью 102 261 человек, стоит на 14-м месте по населенности. Имеет свой Полоцкий государственный университет. Университет молодой, появился в советское время в связи с развитием нефтехимической отрасли в молодом городе.

Перейдем в нашу родную Могилевскую область. Горки, численностью 34 600 человек, стоят на 29-м месте по населенности. Город имеет свою, родную Белорусскую государственную, орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственную академию. Сам город оформился не так давно, в 19-м веке, как и сама академия, возникшая на основе сельскохозяйственной школы.

После всего вышеописанного вернусь к «нашим баранам». Город Бобруйск, численностью  217 940 жителей, стоит на 7-м месте по населенности. Хочется задать вопрос, по ходу нашей темы, как в том детском советском мультфильме из серии «Карусель»: «может, это ураган прошел?».

Действительно, седьмой город Беларуси и по численности населения, и по площади заселения, индустриальный город, и такое пренебрежение официальных властей к образовательным нуждам граждан! Да, экономически не очень выгодно. Но не отменяет же наше государство гражданские пенсии по возрасту, возвращаясь обратно в сталинские и дореволюционные времена лишь потому, что платить пенсии - это совсем даже невыгодно для государственной экономики. Наше государство является, по определению белорусской Конституции, социальным, то есть тратящим, в ущерб себе значительные средства для блага белорусских граждан и создания условий для достойной жизни всего белорусского народа. Хотел бы отметить, что при царе, и даже при товарище Сталине, государственность считала образованность одним из приоритетных государственных направлений, которое работало с расчетом на будущее, а не на настоящее. Приведу более банальный пример. Корову, которая еще ни разу не доилась и об удоях которой можно только предполагать, моют, прививают, убирают за ней навоз и даже не жалея кормят (какая вопиющая расточительность?!), еще не получив долгожданной прибыли молоком, мясом, рогами и копытами. А тут население одного из значимых городов Беларуси!

Конечно, для государства – невыгодно, а для граждан-горожан, населяющих этот не последний белорусский город – куда как выгодно! Чтобы дать своим детям высшее образование, бобруйчанам надо оплатить стоимость их обучения (а она, пардон, выше даже стоимости высшего образования в соседней евросоюзной Польше, для наших, им чужих, белорусских детей), одеть, накормить, дать на мелкие расходы. Расходы, надо сказать, для нашего демократического белорусского времени – крезовские. И вот эта масса детей (вместе с их семействами) 220-тысячного города вынуждена обогащать и служить незаслуженному процветанию, в ущерб нам, других, чуть оторвавшихся, но высоко превознесшихся в своей культурной значимости перед другими городов.

В моем понимании данной ситуации, город Бобруйск потихоньку теряет свой культурный, интеллектуальный статус и понижает свою социальную общегосударственную значимость.  Понимаю, просто так создавать в Бобруйске высшее учебное заведение экономического, юридического или другого какого сильно гипертрофированного в республике профиля – действительно нецелесообразно. Но, будем честны, если даже и так, то столичные и областные ВУЗы в таком случае просто должны будут лишь сократить у себя определенную численность учащихся и обучающих их преподавателей, зато значительно сократятся расходы местных (бобруйских и районных) жителей. Причем, культурный статус Бобруйска в перспективе повысится.

А можно пойти и «другим путем», как говорил дедушка Ленин. Поясним. ВУЗы, по сути, должны создаваться на основе местной потребности в определенных профессиональных кадрах. То есть, если в местном городе развита химическая промышленность, то его производственная жизнедеятельность имеет нужду в образованных в химической области кадрах. Если, к примеру, город склонен к  аграрному развитию, то потенциально необходимо для него высшее учебное заведение аграрного профиля. Правда, в некоторых городах давно имеются исторически созданные заведения определенного профиля, как, например, в тех же Горках. Нельзя, однако, сказать, чтобы Горецкий район был более аграрным, чем Быховский, но сложилось так, что именно на базе Горецкой сельскохозяйственной академии исторически были собраны определенные преподавательские кадры, практический опыт, научные разработки и труды. Причем, ничто не мешает, скажем, при Горецкой академии иметь экономический (не базовый) факультет или, допустим, юридический. Ведь, хотя академия и имеет основной аграрный профиль, но юриспруденция и экономика присутствует и в этой отрасли производства и науки. Все отрасли науки и производства, в той или иной мере, взаимосвязаны между собой. Поэтому в каждом городе необходимо быть ВУЗам конкретно-потенциального базового районного профиля с факультетами других отраслей, только с меньшим (по насущной надобности) объемом обучающихся. Эта тенденция в разы уменьшит финансовые растраты местных жителей, обеспечит местную промышленность необходимыми местными кадрами, позволит накопить богатейший научный и производственный опыт на базе одного конкретного ВУЗа, сосредоточенные труды которого могут послужить для эффективного укрепления экономики всего государства.

У нас, в Бобруйске, изначально, в советский период, очень много было предприятий легкой промышленности. Напомним: меховая, галантерейная, обувная фабрики, швейная фабрика им. Дзержинского, трикотажная фабрика, фабрика художественных изделий, валяльно-войлочная, а также хорошо развитая сеть ателье индивидуального пошива. Скажу, по случаю, что  когда я прибыл в Таллин для прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, был очень обрадован, обувшись в бобруйские сапоги, примерив бобруйскую «парадку»  и одев зимнюю шапку бобруйского производства. Казалось бы, именно на этой производственной базе было бы неплохо создать Бобруйский университет легкой промышленности. Благо, и потребность в кадрах, и производственный опыт, и научно-промышленные разработки присутствовали. Но время ушло, и мы остались без богатейшего производства, огромного, добытого большим потом, опыта и других несомненных преимуществ. Чтобы не увеличивать количества печатных знаков, предлагаю самим бобруйчанам позагибать пальцы и понастальгировать о минулом.

Да и сейчас, пока еще, у нас имеется потенциал в резино-технической области химической отрасли: БШК и умирающее производство РТИ. Почему бы не создать Бобруйский химико-технологический университет? Конечно, для начала он будет просто Бобруйским химико-технологическим институтом, но с реальным потенциалом на будущее развитие. А так Бобруйский завод молочных продуктов, по своему же нерадению, сначала отдали Осиповичскому заводу, а затем могилевской «Бабушкиной крынке». На очереди, как мне думается, сдача Бобруйского мясокомбината другой более развитой, производственно организованной белорусской структуре.

Напомню, что под наукой подразумевается присутствие соответствующего высшего профильного образовательного учреждения, на базе которого развивается сама наука и соответствующее современное производство. Если при развитом производстве не имеется научно-образовательного учреждения, то данное производство будет обязано зависеть от других (чужих) производственных структур, имеющих свою развитую, современную научно-исследовательскую образовательную базу. Нет образования – нет инноваций. Нет инноваций – нет развития производства. Нет развития производства – нет роста прибыли и соответствующей рентабельности производства. А это, как ни крути, неэффективность государственной экономики в целом.

Поэтому, господа, товарищи, братья и сестры, я, как бобруйский «мещанин Минин», в смутное в бобруйске время призываю исчезающую бобруйскую интеллигенцию к ответной реакции на создавшуюся в настоящее время критическую интеллектуальную ситуацию в нашем городе. А вдруг среди верхов далеко неглупой, всемирно известной бобруйской аристократии найдется свой дородный «дворянин Пожарский», который, имея властное положение и соответствующее образование, возглавит процесс по защите бобруйского высшего образования! Для этих целей можно создать и местную общественную некоммерческую организацию, к примеру, «Союз бобруйчан за интеллектуальное возрождение Бобруйска». Мне думается, в Бобруйске, да и не только в Бобруйске,  найдется много порядочных, образованных людей, жизнь которых так или иначе была связана с нашим городом. И статус культурной столицы Беларуси вполне может стать не временным, как в настоящий год, а постоянным.