В суд для дачи показаний вызван бывший начальник природоохранной инспекции Андрей Денисевич, который в 2017 году был осужден за дачу взятки Андрею Коваленко на два года исправительных работ. Свою вину он не признал.
Денисевич рассказал, что знаком с семьей Ахундовых достаточно давно, председателю горисполкома Андрею Коваленко был представлен в процессе утверждения его кандидатуры на должность начальника природоохранной горрайинспекции.
По его словам, о своем назначении он узнал ещё до того, как отправился в Минск на собеседование с вышестоящим руководством. Попутно Ахундовы прямо сказали, что нужно будет отблагодарить людей за помощь.
- Мне озвучили сумму в размере 3 тысяч долларов в качестве благодарности. Я сказал, что у меня нет таких денег. Тогда Артур Ахундов предложил мне продать машину. Я отказался и сказал, что пусть тогда снимают мою кандидатуру.
Впоследствии, по его словам, Ахундовы озвучили сумму в размере 1500 долларов, однако Денисевич заявил, что готов дать не более 1000 долларов. Эти деньги он привез. Денисевич говорит, что не знал, для кого они предназначены - Ахундовы многозначительно поднимали руки вверх, намекая, что взятка предназначена для вышестоящего начальства. Денисевич признается, что расценивал эту взятку как благодарность, о чем сейчас сожалеет.
- Поймите, я уже прошел через процесс, и каждое нахождение в суде для меня - это само по себе наказание.
Судья обнародовал запись телефонных переговоров между фигурантами дела, из которых следует, что Ахундов-старший и Коваленко предметно обсуждали вопрос назначения Андрея Денисевича. Также ясно, что Ахундовы поначалу не могли определиться с размером благодарности, которую им должен передать Денисевич.
Для дачи показаний в зал суда приглашен бывший начальник природоохранной инспекции Дмитрий Деменковец. Он сообщил подробности своего увольнения, отметив, что в 2016 году Министерство охраны окружающей среды не продлило с ним контракт.
- Ни для кого не было секретом, что я ухожу, - отметил Дмитрий Анатольевич.
По его словам, Андрей Денисевич тоже об этом знал и проявлял интерес к вакансии. Он интересовался служебным и обязанностями начальника инспекции, тонкостями работы.
Суд опрашивает свидетеля Дмитрия Дацко, который до недавнего времени занимал должность начальника управления торговли Бобруйского горисполкома. В свое время он также работал в управлении архитектуры и градостроительства, занимая должности от главного специалиста до замначальника. По вопросу перевода квартиры Тамары Молдаван из жилого в нежилой фонд Дмитрий Дацко пояснил, что не помнит, как именно разрешилась ситуация. Где именно находится объект, опрашиваемый также затрудняется ответить.
- Возможно, я готовил ответ в то время, когда замещал начальника управления, - отметил Дацко.
Он подтвердил, что в 2010-2014 у горисполкома существовала четкая позиция не переводить в нежилой фонд квартиры в районе площади Ленина. Хотя прямых запретов, которые бы предусматривал план города, не было. Дмитрий Дацко также рассказал о процедуре перевода жилых квартир в нежилой фонд, добавив, что ему неизвестны случаи, когда бы горисполком менял свое решение.
Суд огласил письменные показания свидетеля Жуковца, который находился в машине во время передачи взятки в размере 6000 долларов по последнему эпизоду дела. С его слов стало известно, что 23 июня 2016 года ему позвонил Ахундов-старший, который попросил помочь сыну Артуру. Суть просьбы была изложена во время личной встречи и заключалась в том, чтобы фактически поработать водителем и посредником в одном лице. Жуковец не предполагал, что речь идет о передаче взятки Прановичем семье Ахундовых. Он подробно описал визит Прановича в банк, где были сняты деньги, добавив, что Артур попросил их ему привезти.
На перекрестке Октябрьской и Либкнехта Пранович передал деньги и настоял на том, чтобы Жуковец их пересчитал. После чего прямо в машине был задержан сотрудниками КГБ. О том, что это за деньги, и кому они предназначались, Жуковец затруднился ответить.
После короткого перерыва суд приступил к оглашению показаний обвиняемых. Засчитывается протокол допроса Ахундова-старшего, который не признает себя виновным в мошенничестве. С его слов, знакомство с Коваленко состоялось более пяти лет назад - встретились в одной компании. Отношения были дружескими.
Из его показаний следует, что Коваленко запретил подчиненным решать вопросы за деньги, хотя до этого якобы существовала вполне конкретная такса по взяткам - 10000 долларов. Поэтому к Ахундову стали за помощью обращаться знакомые, которые, зная о его дружбе с мэром, пытались заручиться поддержкой городского главы. Ахундов-старший подробно рассказал, как решался вопрос по переводу квартиры Тамары Молдаван в нежилой фонд. Из его показаний следует, что взятку в 6000 долларов ему навязал сын женщины Максим Пранович, который в день передачи денег попросил Ахундовых повозить его по городу, чтобы утрясти вопросы с банком.
- Я сразу сказал сыну, что это подстава. А он мне - нет, Максим хороший парень, - рассказал во время допроса Эльшад Ахундов.
Судья продемонстрировал видеозапись допроса Эльшада Ахундова, которая вызвала ряд вопросов. В частности, Ахундов ни разу не назвал сумму взяток и не смог объяснить, почему цифры не фигурируют в записи допроса. Обвиняемый также не смог пояснить расхождения в показаниях относительно того, когда именно были получены деньги от Андрея Денисевича. У судьи возникли вопросы относительно вознаграждения самого Эльшада Ахундова-старшего, который сперва утверждал, что ничего себе не брал, а потом стал давать показания, что с ведома Коваленко из полученных сумм присваивал себе 300-500 долларов. Ахундов подтвердил вторую версию, добавив, что во время оформления явки с повинной "уже болел" - испытывал проблемы с сердцем.
Ахундов подтвердил, что часть полученных денег потратил на закупку продуктов и спиртного для Андрея Коваленко, которого довольно часто принимал у себя на даче в Вербках - бывший мэр любил приезжать в гости и париться в бане.
Продолжение судебного заседания намечено на 6 июля. Ожидается, что в этот день будут заслушаны протоколы допросов Артура Ахундова и Андрея Коваленко.