А кто еще строил нашу цитадель? Вспоминаем зодчих Бобруйской крепости

5170
Александр КАЗАК. Фото из архива «ВБ» и открытых источников интернета.
Стараниями историков, писателей, журналистов и краеведов редкий из бобруйчан сегодня не знает хотя бы одного из строителей твердыни на Березине: Карла Ивановича Оппермана или Федора Ефимовича Нарбута, Гаврилы Александровича Игнатьева или Александра Егоровича Штауберта, Густава Ефимовича фон Фелькерзама или Христофора Федоровича Клеменса. Однако среди сотен и тысяч строителей крепости есть еще много людей, заслуживающих внимания потомков и нашего с вами. В канун 205-летия начала Отечественной войны 1812 года уместно вспомнить и о них.

Бобруйская крепость сегодня. Бобруйская крепость сегодня.

Преемники и продолжатели дела Оппермана

Наиболее заметным последователем знаменитого Карла Ивановича Оппермана был, конечно, кавалер многих орденов Александр Клавдиевич Геруа. Родившийся в 1784 году и получивший воспитание во 2-м кадетском корпусе, он 27 октября 1800-го был выпущен подпоручиком в Пионерный полк, а при переформировании его в 1803-м в 1-й и 2-й пионерные полки, назначен во 2-й пионерный полк. В 1810 году вел работы в крепости Бобруйска и заслужил первую награду – орден Святой Анны 3 степени. С 1812-го участвовал с пионерами в кампаниях Отечественной войны, а также 1813, 1814 и 1815 годов. Под Полоцком строил укрепления и мост через Двину, под Лейпцигом обустраивал засеки и батареи, проявляя мужество и храбрость, демонстрируя точный инженерный расчет. За службу получал награды, чины и высочайшее благоволение. По иронии судьбы, сын обрусевшего француза Клода Геруа вошел в Париж с русскими войсками, а Бобруйская крепость, которую он возводил, так и не была взята Великой армией.

А.К. Геруа. А.К. Геруа.

В 1818 году Александр Геруа был назначен командиром 6-го пионерного батальона и тогда же произведен в полковники. В 1820-м он уже командир лейб-гвардии Саперного батальона, через год – флигель-адъютант, еще через год – генерал-адъютант и начальник штаба войск в Москве. После смерти графа Оппермана в 1831 году генерал Геруа был назначен управляющим делами инспектора инженерного корпуса, а через два года произведен в генерал-лейтенанты. В это время он часто находился в войсках, осматривал крепостные сооружения, в том числе и в Бобруйске. В 1837 году, не покидая поста начальника штаба, он вступил в должность директора Инженерного департамента. Геруа пользовался расположением своего начальника, генерал-инспектора по инженерной части великого князя Михаила Павловича, завещавшего ему свои аксельбанты и эполеты. В декабре 1843-го Геруа был произведен в инженер-генералы, а в сентябре 1849-го назначен членом Военного совета. 27 октября 1850 года, в день 50-летия его службы, ему была пожалована табакерка с портретом государя императора и бриллиантовыми украшениями. Скончался Александр Клавдиевич 12 февраля 1852 года в Санкт-Петербурге и был погребен на Волковом иноверческом кладбище. Он до конца жизни пользовался уважением императора Николая I, который участвовал в его похоронах.

Другим известным строителем Бобруйской крепости был Константин Карлович Жерве – русский военный инженер, генерал-майор. Сын выборгского коменданта, он осенью 1818-го поступил на службу в Инженерный корпус путей сообщения юнкером. Через год по материальным соображениям перевелся в кондукторскую роту только что созданного Главного инженерного училища, которое окончил в 1821-м. Затем были офицерский класс и выпуск прапорщиком в Санкт-Петербургскую инженерную команду, а через некоторое время – перевод в Свеаборгскую инженерную команду. С 1826 года служил в Бобруйске. Несколько раз ездил в командировки на разные строительные работы. Получил солидную военно-инженерную практическую подготовку, сумел выделиться специальными познаниями и особым усердием в службе. В 1839-м был переведен в Севастополь. Исполнял должность помощника командира Херсонского инженерного округа. В 1842-м вследствие тяжелой болезни капитан Жерве вышел в отставку. Но через два года снова вступил в службу во второй округ Корпуса инженеров военных поселений (Москва). В 1845-м был вызван в Петербург для постройки капсюльного завода. В высочайше утвержденном проекте обнаружил ряд недостатков и упущений, задержал строительство. Проведенное расследование подтвердило правильность его действий. С 1846 года продолжал службу смотрителем здания Главного штаба и дома Императорской военной академии и оставался в Инженерном корпусе. Последовательно был произведен в подполковники (1847) и полковники (1855). В 1866-м уволился в запас Инженерных войск с производством в генерал-майоры.

А вот следующее имя далеко не всем знакомо. Между тем, Осип Гедеонович (Альбертович) Дзичканец (1803-1868) был известный русский военный инженер, генерал-лейтенант. В 1819 году он окончил Главное инженерное училище и выпустился инженер-прапорщиком. Продолжил обучение в офицерских классах ГИУ по первому разряду, за отличное поведение и успехи в науках был помещен на мраморную Доску почета в конференц-зале училища, после чего подпоручиком отправился в Бобруйскую инженерную команду. Участвовал в возведении фортеции на Березине. Позднее руководил строительством Киевской и Брест-Литовской крепостей. С 1846 года – полковник, в 1854-1859-м – строитель Кронштадтских укреплений. В его честь, между прочим, на них назван форт № 1 «Дзичканец». В 1854 году произведен в генерал-майоры, а через 10 лет в генерал-лейтенанты. Состоял для особых поручений при инспекторе по инженерной части, был членом инженерного комитета ГИУ.  

Менее популярны в народе дела еще одного военного инженера, коллежского советника, генерал-майора Сергея Гавриловича Биркина, родившегося в 1805 году в дворянской семье в Рязанской губернии. После окончания того же ГИУ и офицерских классов и тоже размещения фамилии на Доске почета он в 1825 году в чине подпоручика поступил на службу в Николаевское инженерное училище, где был произведен в поручики (1827), штабс-капитаны (1830), капитаны (1833) и награжден орденом Святой Анны 3 степени (1835). В 1839-м был переведен в Инженерный корпус и тогда же – в Выборгскую инженерную команду, откуда в составе комиссии выезжал для проверки крепостей Динабурга, Бобруйска и Киева. С 1841 года подполковник, через два года по прошению уволен для определения к статским делам. Тогда же причислен к МВД в чине надворного советника. В 1845-м был командирован для обозрения почтовых трактов от Москвы до Астрахани. Через год по домашним обстоятельствам вышел в отставку, но через 10 лет был определен военным инженер-подполковником с назначением помощником инспектора классов Николаевского ИУ. В 1858-м назначен инспектором императорского Александровского лицея с производством в инженер-полковники в 1861-м за отличие. В отставку Сергей Гаврилович Биркин ушел в чине генерал-майора. Он был двоюродным дядей замечательного преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина.

Бобруйская крепость сегодня. Бобруйская крепость сегодня.

И еще о нескольких военных инженерах, приложивших руку к возведению цитадели на Березине, следует упомянуть в нашем обзоре. Карл Ефимович фон Теше окончил ГИУ в 1819 году, через два года выпустился по первому разряду из его офицерских классов с занесением имени на Доску почета. Был направлен подпоручиком в Бобруйскую инженерную команду. В 1837 году он уже подполковник, еще через 7 лет – полковник, а в 1852-м – генерал-майор. Командовал Лифляндским инженерным округом, на службе находился до июля 1861 года.

В 1820 году выпускником того же училища и тех же офицерских классов стал Франц Францевич Аврежио. Военный инженер-подпоручик прибыл в 1822 году для прохождения службы в Бобруйскую инженерную команду. Затем участвовал в Польской кампании 1830-1831 годов. С 1840 года полковник, в 1846-м награжден орденом Святого Георгия 4 степени, в 1849-м произведен в генерал-майоры. Принимал участие в Восточной войне 1853-1856 годов. Был начальником инженеров Действующей армии. Службу продолжал до 1857 года.

Тогда же окончил офицерские классы Главного инженерного училища и был выпущен подпоручиком в Бобруйскую инженерную команду Василий Иванович Чеснок. С 1865-го инженер-полковник входил в состав гласных Рязанского губернского земского собрания, состоял в списке действительных членов православного миссионерского общества по Рязанскому отделению за 1873-1874 годы (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»).

Пригодился опыт Бобруйска

Строительство фортеции на березинском берегу, признанной первоклассной в тогдашней Европе, стало школой для многих выдающихся инженеров XIX века. Получив необходимые знания и навыки в сооружении укреплений, они распространяли и повторяли бобруйский опыт на просторах громадной Российской империи и за ее рубежами. Егор Германович Бурман, например, происходил из голландских военных инженеров-строителей (рода Ван-Бурман), служивших России. В 1818 году прапорщиком окончил ГИУ, а в 1820-м его офицерские классы. Военный инженер был выпущен подпоручиком в Динабургскую инженерную команду. Затем строил Бобруйскую крепость. Продвигался по службе так: подполковник (1837), полковник (1847), генерал-майор (1855). В 1857 году был назначен командиром Киевского инженерного округа, в 1864-м произведен в генерал-лейтенанты.

Военный инженер, ставропольский комендант Михаил Федорович Федоров родился в дворянской семье. В 1825 году окончил кондукторские классы Главного ИУ. Выпущен юнкером в школу армейских подпрапорщиков (Бобруйск), начальником которой в 1826 году был военный инженер полковник Ф.М. Витковский. Служил в пионерном батальоне, затем в 26-м Могилевском пехотном полку. Участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов. Состоял ординарцем при генерал-адъютанте Е.А. Головине, в отряд которого поступил Могилевский полк. Направлен им к полковнику К.Ф. Лазичу, затем находился при флигель-адъютанте, полковнике бывших польских войск Залуском. Потом вернулся в батальон. В звании поручика был награжден серебряной медалью на Георгиевской ленте. Участвовал в подавлении восстания в Царстве Польском (1831). И был разжалован в рядовые, направлен в 1-й Кавказский корпус. Сражался с горцами для продолжения устройства удобного и безопасного пути от Кубани до Черного моря. За экспедицию 1836 года был произведен в унтер-офицеры, о чем узнал после ранения. К сентябрю 1845 года подпоручик, состоял по особым поручениям при командующем войсками на кавказской линии. С 1857-го назначен ставропольским полицеймейстером.

Карл Петрович Шпигель (16.8.1812 – 27.12.1877) – родом из купцов Лифляндской губернии. В 1828-1832 годах воспитывался в Главном ИУ и был выпущен инженер-прапорщиком, с оставлением при училище для продолжения обучения. Через два года окончил офицерские классы ГИУ. Выпущен подпоручиком в полевые инженеры. С 1835 года был причислен к учебному саперному батальону; в том же году переведен на службу в Динабург, в 1837 – в Киев, в 1840 – в Бобруйск, в 1843 – в Тифлис, в 1844 – снова в Киев и в 1849 – в Санкт-Петербург. С декабря 1850-го – командир Свеаборгской инженерной команды. В мае1855 года был переведен в Санкт-Петербургскую инженерную команду и состоял при чертежной Инженерного департамента. Тогда же командирован в Москву для осмотра здания для Александровского Брестского кадетского корпуса, затем убыл для осмотра устья реки Дона в г. Новочеркасск и составления проекта устройства прочных сомкнутых укреплений. В июне 1857-го назначен в число штатных штаб-офицеров Инженерного департамента. С начала 1860 года – помощник строителя Керчь-Еникальских укреплений, а со следующего полковник Шпигель – помощник строителя Кронштадтских укреплений. Уволен по прошению от службы в 1867 году с производством в генерал-майоры.

Уроженец Витебской губернии Оттомар Борисович (Константин-Петр) Герн (16.11.1827 – 9.11.1882) был не только военным инженером, но и ученым, профессором фортификации Николаевской академии Генерального штаба. В 1841 году он поступил кондуктором и в 1844-м окончил ГИУ, откуда вышел прапорщиком. Еще через два года стал поручиком после выпуска из офицерских классов и полевым инженером. В сентябре 1846-го был зачислен на службу прапорщиком гвардии в лейб-гвардии Саперный батальон с прикомандированием к Главному ИУ в качестве репетитора фортификации. Через год он уже преподаватель фортификации ГИУ, еще через год – подпоручик, через два – поручик. Летом 1851-го обозревал строительные и практические саперные работы в крепостях Динабурге, Варшаве, Ивангороде, Бресте, Киеве и Бобруйске. Летом 1853 года опять командирован в крепости Бобруйск, Киев, Брест, Иван-город, Варшаву и Новогеоргиевск.

Григорий Семенович Высотский в 1850 году окончил Главное инженерное училище и был оставлен в нем для продолжения обучения. Через год, после офицерского класса, выпущен прапорщиком в полевые инженеры и назначен в Бобруйскую инженерную команду. В 1853-м подпоручик переведен в Оренбургский инженерный округ, а в 1855-м командирован в форт № 2 на Сыр-Дарье. Еще через три года был направлен в Смоленскую инженерную дистанцию. Поручик Высотский с 1862 года состоял в главной инженерной комиссии при ГИУ. Штабс-капитан (1865) и капитан (1868) с 1873-го служил в инженерном управлении Финляндского инженерного округа, а в 1874-м был переведен в Санкт-Петербург. Участник войны на Кавказе, он состоял при окружном инженерном управлении Кавказского военного округа в числе офицеров для проверки смет и отчетов. Инженер-подполковник в 1883 году вышел в отставку.

Замечательными специалистами-фортификаторами остались в истории Федор Герасимович Мартынов и Георгий Львович Кюстер. Первый из них после окончания офицерского класса ГИУ в 1832 году был выпущен прапорщиком в полевые инженеры, в 1856-м стал подполковником и возглавил Бобруйское крепостное инженерное управление. В 1864 году был произведен в полковники, а в 1875-м в генерал-майоры и с 1881 года находился в распоряжении командующего войсками Виленского военного округа. Второй после окончания Николаевского училища и Николаевской инженерной академии, участия в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, службы в Одесском инженерном управлении и штаб-офицером для поручений при Главном инженерном училище в звании полковника прибыл в наш город в 1899 году и возглавил Бобруйскую инженерную дистанцию. В начале минувшего века он был начальником инженеров Осовецкой крепости, помощником начальника инженеров Виленского ВО. В 1911 году генерал-майор Кюстер был уволен в отставку с производством в генерал-лейтенанты.

И.И. Ден. И.И. Ден.

И, наконец, об имевшем отношение к нашему городу Иване Ивановиче (Иоганне Якобе) фон Дене (1785-1859). Он происходил из немецкого дворянского рода, с 1736 года состоявшего на российской службе. Участвовал в русско-французских войнах 1805-1807 годов, в русско-шведской войне 1808-1809-го, в подавлении Польского мятежа 1830-1831 годов. Имея домашнее образование, в 1808-м в осаде Свеаборга построил одну из батарей со стороны Гельсингфорса, в 1831-м участвовал в устройстве переправы через Вислу при Осеке и занятии Ловича. Продвижение его по службе было довольно стремительным: подпоручик (1806), поручик (1809), штабс-капитан гвардии (1813), капитан (1816), полковник (1816), генерал-майор (1826), генерал-лейтенант (1833), инженер-генерал (1843). Между прочим, Иван Иванович фон Ден имел высочайшее благоволение именно за работы в Бобруйске…

Два генерала-тезки

Почетным членом Николаевской инженерной академии был инженер-генерал Константин Яковлевич Зверев (18.10.1821 – 11.9.1890), родившийся в Санкт-Петербурге в семье полковника инженерной службы. В 1838 году он поступил в кондукторскую роту Инженерного училища. В 1840-м окончил кондукторские, а в 1842-м – офицерские классы Главного ИУ с занесением имени на мраморную Доску почета. Был выпущен поручиком в полевые инженеры и тогда же назначен в Брест-Литовскую, а затем в Варшавскую инженерную команду. С 1849 года прикомандирован к начальнику инженеров Действующей армии. Капитан Зверев в 1853-м стал начальником Бобруйской инженерной команды и три года служил в нашем городе на Березине. А затем отправился на строительство Свеаборгской крепости, где был произведен в подполковники. С 1859-го он – строитель крепости Кронштадт, полковник. Руководил обустройством первой в России башенной артиллерийской батареи в Кронштадте (форт «Милютин»). Удостоен назначения флигель-адъютантом (1861), а в 1863-м, с производством в генерал-майоры, зачисления в свиту Его Величества. С 1868 года возглавлял работы по переоборудованию фортов Кронштадтской крепости для установки нарезных орудий, где впервые применил асфальт для покрытия полов. В память выдающейся военно-инженерной деятельности Зверева и как строителя кронштадтских укреплений один из построенных им фортов в Кронштадте (батарея №4) назван «Зверев»... И, между прочим, он же положил начало использованию асфальта для покрытия тротуаров и улиц Петербурга и других городов.

К.Я. Зверев. К.Я. Зверев.

В 1872-м генерал Зверев – член и управляющий делами инженерного комитета ГИУ. Через год произведенный в генерал-лейтенанты, он стал одним из авторов проекта Дворцового моста в Санкт-Петербурге. Через 10 лет Константин Яковлевич – товарищ генерал-инспектора по инженерной части, в качестве которого проявил себя в распорядительной комиссии Военного министерства по укреплению западной границы и по усилению и развитию оборонительных средств государства вообще. В 1886 году он был утвержден в звании Почетного члена Николаевской ИА, а в следующем произведен в инженер-генералы. Поистине впечатляет список наград К.Я.Зверева: ордена Святого Станислава 1 степени, Святой Анны 1 степени, Святого Владимира 2 степени, Белого орла, Святого Александра Невского с алмазными знаками и еще 7 орденов.  

Был в истории твердыни на Березине еще один Константин Яковлевич – инженер-капитан Карпович (25.8.1839 – 13.1.1905). В 1859 году он окончил Николаевское училище, а 1861-м – Николаевскую инженерную академию. Был выпущен поручиком 1 разряда в Кавказский инженерный округ. В 1869 году служил в Бобруйском крепостном инженерном управлении. Завершил военное поприще в звании генерал-лейтенанта. Похоронен в Ярославле на военном кладбище.

Со знакомой бобруйчанам фамилией

Одним из талантливых военных инженеров был Николай Антонович Рыдзевский (1805-1878), происходивший из дворян Смоленской губернии. Первоначальное образование он получил в Финляндии, где служил отец, герой сражения под Прейсиш-Эйлау, затем был определен пансионером во 2-ю военную гимназию Петербурга. В 1822 году окончил Главное инженерное училище и произведен в прапорщики полевых инженеров, еще через два года стал выпускником его офицерских классов и подпоручиком в декабре 1823-го прибыл в Бобруйскую инженерную команду. Через год был назначен на службу в крепость. В 1825-м в числе немногих русских инженерных офицеров (Зеленко, Александр Ден, А.А. Аврежио, Типольд) командирован в распоряжение наследника цесаревича Константина Павловича для работ в польских крепостях – Модлине и Замостье под руководством известного строителя этих крепостей, инженерного генерала наполеоновских войск – Моллета, поступившего на польскую службу под фамилиею Мелецкого.

Н.А. Рыдзевский. Н.А. Рыдзевский.

Поручик Рыдзевский в апреле 1829 года был командирован в Европейскую Турцию под командование начальника инженеров 2-й армии. Участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Производил осадные работы под крепостью Силистрией и был награжден орденом Святой Анны 3 степени с бантом. Затем находился при начальнике инженеров 2-й армии генерале Лейхнере, участвовал в поражении турок под Кулевчею. Укреплял этапы и военные дороги на Балканах блокгаузами, за что был удостоен ордена Святого Владимира 4 степени с бантом. После Адрианопольского мира вернулся в Бобруйск, получив в виде награды годовой оклад жалования. Участник подавления Польского восстания 1831 года был прикомандирован к начальнику инженеров Действующей армии инженер-генералу И.И. Дену. Работал над укреплением Брест-Литовска, Мендзержица, Седлеца, Ломжи, участвовал в военных действиях, устраивал переправы. В октябре того же года был произведен в штабс-капитаны, возглавил инженерную команду в крепости Замостье, работал над ее перестройкой и укреплением. Капитан Рыдзевский в 1838 году был награжден орденом Святого Станислава 2 степени и тогда же назначен командиром инженерной команды в крепости Иван-город, которую буквально создал в ее главных частях.

Подполковник Рыдзевский с начала 1844-го – начальник инженерной команды Новогеоргиевской крепости. Главнейшие фортификационные работы в ней были уже закончены, однако он реализовал целый ряд новшеств, имевших не только практическое, но и научное значение: устроил полную контрминную систему; первый в России висящий на проволочных канатах мост через реку Нарев; первую же, после мытищинской в Москве, паровую водокачку; паровую мельницу, долго бывшую единственною в наших крепостях, и т.д. Затем предпринял обширные работы по регулированию течения Вислы и Нарева, укреплению их берегов под крепостью. За 20-летнюю выслугу в офицерских чинах получил орден Святого Георгия 4 степени. В мае 1846 года Николай Антонович Рыдзевский вышел в отставку полковником. Но в 1850-м был назначен в штаб начальника инженеров Действующей армии генерала К.А. Шильдера и занял должность штаб-офицера для особых поручений, на котором лежала вся проектная часть по городам и крепостям Западного инженерного округа и поверка смет на годовые работы. В 1853-м удостоился ордена Святой Анны 2 степени. Во время Восточной войны приводил все западные крепости в оборонительное положение и организовывал выполнение военно-инженерных работ в Царстве Польском, ввиду ожидавшегося тогда разрыва с Австрией. В 1856 году состоял при инспекторе по инженерной части генерале И.И. Дене и был награжден орденом Святого Владимира 3 степени с мечами. Произведен в генерал-майоры в апреле 1858-го и утвержден в должности вице-директора бывшего Инженерного департамента (с 1863-го – ГИУ). Генерал-лейтенант в 1865 году, член и заведующий делами инженерного комитета ГИУ в 1867-м. Тогда же стал членом Военного совета – как на единственном в то время инженере в его составе, на нем лежало рассмотрение всех дел, касавшихся инженерного направления.

«Ему не суждено было совершать блестящих подвигов, о которых пишут в реляциях, он не сооружал бьющих в глаза монументальных зданий, не участвовал в административных работах, с которыми навсегда связаны имена участников, но он выполнил деятельность, плодотворную для общества, очень нужную ему, требующую основательных знаний, солидного ума и громадного трудолюбия», – так сказал о Николае Антоновиче Рыдзевском его современник инженер-генерал Э.И. Герстфельд.