Немецкая больница глазами бобруйского врача*

3532
Людмила Подобедова. Фото: wegweiser-aktuell.de, drk-kliniken-berlin.de.На правах рекламы*
О том, как устроена немецкая больница, какие условия в ней созданы для пациентов и для врачей, нам рассказал соотечественник, который сейчас работает в одной из клиник хирургического профиля в Берлине.

Клиника «DRK Klinik Köpenik» в Берлине, где работает белорусский врач. Клиника «DRK Klinik Köpenik» в Берлине, где работает белорусский врач.

Благодаря системе медицинского страхования (отчисления в так называемые кранкенкассы) в Германии нет проблем с получением необходимой медицинской помощи. Государственная страховая медицина, с которой приходится сталкиваться большинству жителей Германии, оплачивает все, что по закону считается необходимым. У человека нет привязки к «поликлинике по прописке», и каждый волен выбирать доктора и клинику для лечения. Поликлиник как таковых нет, есть праксисы, в которых работает врач общей практики (терапевт), и есть праксисы с врачами-специалистами. Праксисы все частные.

Что же получают немцы за свои деньги?

Рабочий график

– Рабочий день в немецкой клинике начинается в 7 утра, но некоторые доктора, у которых есть срочные дела, приходят и раньше, что приветствуется. В 7 утра уже начинается обход, который проводят два доктора и медсестра. (Всего же в отделении хирургического профиля 65 коек и 15 врачей.)
В 7.30 начинается общая «пятиминутка», на которой рассматриваются не только поступившие в отделение больные, но и обратившиеся в течение дня. И если вдруг обнаруживаются какие-то ошибки, пациенту перезванивают и отправляют на дообследование. Клинике важна репутация и чтобы пациенты ей доверяли: чем больше пациентов обратится, тем больше денег получит клиника (особенности страховой медицины).
В 8 утра доктора уже идут в операционную. Т.к. время использования операционной – самое дорогое, врачи откладывают все собрания и другие дела, если у них на это время назначена операция. Время используется максимально эффективно!

Культура общения

– Больные, обратившиеся в клинику для оказания экстренной помощи, в приемном покое сначала осматриваются медсестрой и получают талон, где указаны их данные и тяжесть заболевания. Медсестра передает эту информацию доктору, и он вызывает на прием больных по степени «тяжести» или срочности оказания помощи (на табло высвечивается фамилия больного, как у нас в банке). Никому из ожидающих в очереди не придет в голову возмущаться такому порядку, потому что все знают: доктор занят делом...
Очень много рабочего времени врач тратит на общение с пациентом, подробно объясняет все, что касается его болезни, планируемого лечения и манипуляций. (Там нет норм и лимитов на осмотр, как у нас).

Какие условия для больных

– В палате – по 2-3 больных, в каждой палате есть душ, туалет, по два телевизора на противоположных стенах с наушниками, кнопка вызова медсестры, а также все необходимое для реанимационных мероприятий (разъемы для дефибриллятора, подачи кислорода и т.п.).
Что касается больничного питания, есть два вида меню на выбор, плюс по два вида меню для вегетарианцев и страдающих сахарным диабетом. Врачи же обедают в столовой для персонала, где полный обед стоит всего 3-4 евро, что для Берлина дешево, а кормят очень хорошо!
Посещения больных родственниками разрешены в течение всего дня, причем посетители не должны надевать специальные халаты и бахилы, достаточно сдать верхнюю одежду в гардероб. При этом грязных полов в клинике я никогда не видел…

Ванная комната в больничной палате. Ванная комната в больничной палате.

Палата клиники «DRK Klinik Köpenik» в Берлине. Палата клиники «DRK Klinik Köpenik» в Берлине.

Особенности лечения

– Перевязочных как таковых нет, все перевязки проводят прямо в палате во время обхода. Бинты почти не используются, в основном, различные виды лейкопластырных повязок, потому что это быстрее и удобнее.
Многие манипуляции, которые у нас проводят медсестры, там делают врачи (например, забор крови из вены, внутривенные инъекции).
Операции идут, как конвейер, операционный стол никогда не пустует. Во время 20-минутной уборки следующий больной уже готовится в предоперационной. Причем больного не нужно перекладывать с каталки, как у нас, все делается автоматически, для этого есть специальная движущаяся лента!
Послеоперационных больных редко переводят в реанимационное отделение, для этого есть специальная «палата пробуждения», где есть постоянное наблюдение под мониторами. В стационаре больного долго не держат, после операции его стараются максимально быстро поставить на ноги, и выписать с неснятыми швами – там обычная практика…
Если же у больного нет родственников, а он нуждается в уходе, его направляют в отделение гериартрии (геронтология – наука о старости) либо в дом престарелых.
Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни немцев высокая (по данным за 2014 г. – 80,8 лет, тогда как в Беларуси – 72,9), и пациентка, пришедшая на плановую операцию на больной ноге, потому что она хочет ездить на велосипеде, не вызывает ни у кого удивления: люди хотят продолжать жить активно.

И о зарплате…

– Зарплата врача-ассистента (аналог нашего молодого специалиста сразу после окончания университета) составляет около 5-6 тысяч евро, за вычетом налогов и страховки остается 2,5-3 тысячи евро, в зависимости от клиники, города и специальности. Но сколь хороши условия работы немецких врачей, столь высок и спрос с их работы. Любой пациент может написать жалобу, например, при возникновении осложнений, о которых его не предупредили, и врач отвечает за это своей репутацией...

Публикация в рамках специальной рубрики: «Беларусь-Германия»
Посольство Федеративной Республики Германия в Беларуси
УНП 101166185