«Среди бобруйчан растет спрос на услугу «Умный дом». О новинках связи рассказал начальник БУЭС Александр Бобцов *

4360
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Сфера информационно-коммуникационных технологий развивается настолько стремительно, и какими, к примеру, будут услуги связи через 10 лет, довольно сложно предугадать.Сейчас Беларусь в мировом рейтинге развития ИКТ занимает почетное 31 место. Не последнюю роль в этом сыграло республиканское унитарное предприятие «Белтелеком», которое постоянно внедряет на внутреннем рынке новые информационные продукты.

– Мы идем вровень с другими странами, – считает начальник Бобруйского узла электросвязи Александр Бобцов и добавляет, что на сегодняшний день в городе порядка 60 процентов многоэтажных домов переведены на систему GPON. Всего же городская сеть насчитывает порядка 55 тысяч абонентов, которые пользуются оптоволокном.

Оптоволокно появилось в микрорайонах Западный, Даманский,  Киселевичи, Фандок, 5-й, 6-й, 7-й, в Авиагородке по улицам Парковая, Ванцетти, также по улицам Интернациональная, 50 лет Октября, Станционная, Гоголя, К. Либкнехта, Энгельса, в центре города по улицам Минская, Пушкина, Советская, Социалистическая. Все новостройки также подключаются по новой технологии.  

В настоящее время работы по замене медного кабеля на волоконно-оптический проводятся в микрорайонах Тепличный, Киселевичи, Ленгородок (по улицам Карбышева и Тухачевского), в центральной части города по улицам Минская, Советская, Пушкина, Урицкого, Чонгарская, Крылова, Московская, Октябрьская, Интернациональная,  проспект Георгиевский и бульвар Молодежный.

Уже в самой аббревиатуре, которая расшифровывается как Gigabit passive optical network, заложен ключ к успеху проекта. Ведь пассивные оптические сети, обеспечивающие широкополосную передачу информации, позволяют в разы увеличить скорость интернет-канала. И, тем самым, удовлетворить нужду пользователей в получении информации, владение который сегодня многие эксперты ставят на один уровень с такими общечеловеческими потребностями, как сон и еда. С другой стороны, затраты, связанные с эксплуатацией GPON, намного ниже, чем при использовании обычных сетей. Поэтому оптоволоконные сети выгодны и поставщику услуг, и пользователям.

– Слышали о том, что GPON появился в частном секторе...

– Все верно. Однако прокладка оптоволоконного кабеля к многоквартирному дому и к частному – абсолютно разные задачи с точки зрения окупаемости инвестиций в силу серьезной дифференциации в количестве потенциальных абонентов. Поэтому на текущем этапе технология GPON внедряется преимущественно в крупных коттеджных поселках.

В прошлом году были переключены на GPON дома по следующим улицам: Ванцетти, Логачева, Мебельная, Славянская, Солнечная, Фабричная, Я.Коласа и Орджоникидзе.

Также планируется переключение в 2018 году частных домов в 5-ом микрорайоне и на улицах: Ермака, Шевченко, Репина, Черняховского, Механизаторов, в квадрате улиц Интернациональная-Крылова-Пионерская-Новостанционная.

– Александр Михайлович, очень часто от бобруйчан можно услышать вопрос: а за чей счет банкет? Не придется ли им из собственного кармана платить за оптоволокно?

– Нет, все работы выполняются за средства «Белтелекома». Пользователи будут оплачивать лишь услуги, которыми пользуются.

К слову, переключение Бобруйска  на GPON мы планируем завершить через 1,5-2 года.

– Технологии постоянно совершенствуются. Не случится ли такого, что к моменту завершения переключения Бобруйска система GPON утратит свою актуальность?

– Могу сказать, что сейчас даже в теории нет ничего лучше, чем эта система. Даже через 10 лет ресурс себя не исчерпает, достаточно будет лишь поменять оборудование на входе и на выходе сети. Например, сейчас она рассчитана на скорость в 100 Мб /сек, но при необходимости систему можно «разогнать» до 2,5 Гб/сек. Все оборудование для этого у нас уже закуплено. А вообще, мы рассчитываем, что сети GPON будут востребованы лет 20, не меньше.

– А стоит ли ожидать проведения  оптоволокна сельским жителям?

– Да, безусловно. В этом году оптоволокно мы планируем провести людям, живущим в городском поселке Слободка, деревнях Ламбово, Малые Бортники, Горбацевичи и Сычково. У абонентов в сельской местности появятся такие же возможности, как и у бобруйчан – выбор любого тарифного плана для доступа в Интернет, просмотр интерактивного телевидения ZALA, использование системы «Умный дом».

– Услуга по контролю за домом при помощи мобильного телефона сейчас востребована во всем мире. Как на практике действует такая система?

– Сейчас мы предлагаем абонентам 8 различных датчиков, которые реагируют на хлопок двери или же окна, на задымление в помещении, изменение температуры воздуха, утечку воду, движение и так далее, посылая извещения владельцу жилья на смартфон или же электронную почту. В роли датчиков используются видеокамеры, с помощью которых в режиме онлайн можно наблюдать за тем, что происходит внутри при отсутствии хозяев. Это очень удобно, если в доме, например, без присмотра остаются пожилые люди или же инвалиды, животные.

Уже сегодня есть датчики, которые позволяют считывать информацию со счетчиков приборов учета тепла, газа, воды и электричества, анализировать потребление ресурсов. С их помощью можно снимать показатели и через мобильный телефон оплачивать коммунальные услуги. Есть датчики, которые, к примеру, позволяют регулировать работу газовых котлов. То есть, человек дистанционно может протопить дом или же дачу, посмотреть, как работает система отопления в его отсутствие, а не нестись сломя голову за город, чтобы отрегулировать котел.

Однажды был случай, когда мы на машине выехали с семьей за город, и тут возникли сомнения – а выключили ли мы газ? С помощью «Умного дома» через смартфон посмотреть, что происходит на кухне, не составило особого труда.

К этой услуге в Бобруйске уже подключено порядка 200 абонентов, и спрос на «Умный дом» растет.

– Вы сами уже успели оценить сервис «Умный дом». А какими услугами от «Белтелекома» еще пользуетесь?

– Да практически всеми. Интернет через wi-fi, телевидение ZALA, обычный телефон, «Максифон»… У меня пакет «ЯСНА 50».

– Сейчас «Белтелеком» активно продвигает новый продукт под маркой «ЯСНА». Что это такое, и в чем его преимущества?

-- Общая концепция компании «Белтелеком» «ЯСНА» – ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»!

Бренд «ЯСНА», презентованный год назад, включает услуги, необходимые современному человеку для комфорта и полноценного общения.

Специально к первой годовщине бренда приурочен вывод на рынок пакета услуг «ЯСНА 100», вызывающий наибольший интерес у наших абонентов. В него включены: нелимитируемый доступ к сети Интернет на скорости до 100 Мбит/с и нелимитируемый доступ по технологии Wi-Fi с использованием действующих реквизитов доступа, интерактивное телевидение на условиях тарифного плана «ZALA: все включено HD», возможность неограниченных телефонных соединений в сети «Белтелеком» по республике, услуга определения номера (CLIP) и базовый комплект услуги «Умный дом». Оплата пакета производится на один лицевой счет.

Абоненту выгоднее подключиться на пакет услуг «ЯСНА», чем приобретать услуги отдельно. Безлимитные телефонные разговоры  по республиканской сети «Белтелеком» (как местные, так и междугородние звонки) предлагаются в Беларуси впервые. Кстати, уже около 8 тысяч абонентов в Бобруйске сделали выбор в пользу «ЯСНА».

Аналогом пакетов под брендом «ЯСНА» для абонентов, подключенных по технологии ADSL, стал новый пакет «Семейный 4 комфорт», который включает: нелимитируемый доступ к сети Интернет на скорости до 4 Мбит/с, интерактивное телевидение на условиях тарифного плана «ZALA: все включено», неограниченную продолжительность телефонных соединений по сети «Белтелеком», услугу определения номера CLIP, а также базовый комплект услуги «Умный дом».

 – Услугами «Белтелекома» пользуются не только рядовые горожане, но и организации, предприятия. Что вы можете предложить сегодня юридическим лицам?

– Ряд телекоммуникационных решений, которые откроют не только новые возможности в совершенствовании бизнес-процессов организации, но и помогут реализовать программы лояльности клиентов. Например, огромной популярностью сегодня пользуется услуга по предоставлению в пользование сети wi-fi. Для многих компаний это – возможность повысить уровень сервиса для клиентов, создать собственную «брендированую» бесплатную и удобную для клиентов сеть wi-fi, получить дополнительный инструмент маркетинговых исследований и обратной связи с клиентами. Индивидуальное название точки доступа (SSID), оформление портала авторизации в фирменном стиле компании-заказчика, возможность размещения рекламных банеров и роликов, подробная статистика – вот только некоторые из возможностей и преимуществ услуги.

Еще одна удобная и востребованная услуга для юридически лиц – предоставление виртуального номера. Она актуальна для предприятий и организаций, которые хотят дать рекламное объявление, не указывая при этом реальный телефонный номер. Входящие звонки попросту переадресовываются на заданный телефонный номер, включай номер мобильного телефона. Если юрлицо меняет офис, то это не влияет на виртуальный номер, который остается неизменным. Когда срок действия рекламного объявления или же кампании заканчивается, можно отказаться от услуги «Виртуальный номер».

SMS-рассылка – один из самых доступных и экономичных каналов связи компании с потенциальными клиентами. Посредством рассылки обеспечивается оперативное информирование клиентов компании-заказчика о новых предложениях, акциях на номера мобильных телефонов.

– Специалисты, которые обслуживают абонентов «Белтелекома», должны прекрасно разбираться в современных технологиях. Где они этому учатся?

– Во-первых, есть профильные вузы и средние специальные учебные заведения. Во-вторых, раз в три года наши сотрудники обязаны проходить курсы повышения квалификации. Получается, что каждый год порядка 30% работников у нас отправляются на учебу. Вообще могу сказать, что коллектив у нас уже устоявшийся, и мы очень бережно относимся к своим специалистам. Всего на Бобруйском узле связи сегодня работает порядка 300 человек.