Путевые заметки с «Путевого-7»: плавание протяженностью в 70 км

5496
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Березина по праву считается одной из самых красивых судоходных рек Беларуси. Вот только с каждым годом протяженность участков, пригодных для навигации, сокращается. Не так давно речники могли использовать для транспортировки грузов и пассажиров почти 400 км водного пути, сейчас – всего 250 км.

Чтобы обеспечить навигацию по Березине, нужно не только чистить ее русло, но и выставлять специальные знаки, по которым ориентируются судовые команды. Эта сфера деятельности находится в ведении Белорусской инспекции речного судоходства, специалисты которой регулярно отправляются в плавание по рекам и каналам, проверяя фарватер. В одном из таких путешествий побывали корреспонденты «ВБ», которые прошли на теплоходе «Путевой-7» 70 км вниз по течению от Бобруйска до Паричей.

30.05.2017, Бобруйск. Теплоход "Путевой 7" исследует состояние фарватера Березины. Старший инспектор-капитан Белорусского речного 30.05.2017, Бобруйск. Теплоход "Путевой 7" исследует состояние фарватера Березины. Старший инспектор-капитан Белорусского речного пароходства Александр Белявский

Старший инспектор-капитан Белорусской инспекции речного судоходства Александр Белявский предварительно устроил журналистам экскурсию на пришвартованные в Бобруйске земснаряд и буксир-толкач БТ–0174. Последнее судно уникально тем, что имеет рубку, которая при необходимости опускается и позволяет буксиру свободно проходить под мостами. Капитан судна Александр Леванович показал, в каких условиях живет команда во время плавания, а первый помощник капитана Денис Белоусов позволил спуститься в святая святых – машинное отделение судна, где пахнет маслом и ветошью.

Тем временем «Путевой-7» уже готов к отплытию, и через несколько минут начинается знакомство с его экипажем – капитаном Дмитрием Булойчиком и двумя матросами. Именно от них зависит безопасность и комфортность путешествия, которое в итоге получилось очень интересным и содержательным. Гидом по Березине выступил Александр Белявский, который подтвердил, что это – самая красивая судоходная река страны, с многочисленными изгибами и старицами, живописными дубравами по берегам и редкой фауной.

– Считается, что Сож – самая чистая река, Припять – глубокая, Днепр – широкий, а Березина – красивая, – классифицировал белорусские водоемы инспектор-капитан и начал неспешный рассказ о том, каким раньше было судоходство. Александр Георгиевич, чей стаж в речной профессии составляет почти 40 лет, вспомнил, как при Советском Союзе по белорусским рекам ходили не только грузовые суда, но и прогулочные катера. Теперь же река, используется, в основном, для транспортировки негабаритных грузов, которые можно доставить только по воде. Впрочем, именно Белявскому в свое время принадлежала идея выкупить у частника «Мечту» и превратить ее в прогулочный теплоход для бобруйчан. Судно, по его словам, пришлось капитально ремонтировать, но этим уже занимался не техучасток предприятия водных путей, а новый владелец теплохода – «Водоканал».

С Березиной, по словам Александра Георгиевича, связано немало героических событий. В районе Стасевского плеса в 1944 году партизаны отправили ко дну пароход «Янка Купала» с немецким грузом, а в 1941 году недалеко от Паричей затонул монитор «Винница», памятник погибшему экипажу которого можно увидеть с реки возле Новой Белицы.

– В 1941 году на Березине воевала Пинская флотилия, – поясняет инспектор-капитан, – А в 1944 году – Днепровская флотилия.

30.05.2017, Капитан теплоход "Путевой 7" Дмитрий Булойчик 30.05.2017, Капитан теплоход "Путевой 7" Дмитрий Булойчик

Во время беседы инспектор периодически сверяется с картами и отмечает, где необходимо заменить старые знаки на новые. Для безопасного прохождения фарватера это очень важно, иначе судно рискует сесть на мель или же затонуть. Бобруйским командам это, впрочем, не грозит, так как пройти по Березине они могут и с закрытыми глазами. А вот для судов из других регионов знаки навигации жизненно необходимы. И их постоянное обновление – одна из обязанностей бобруйских речников.

Ветеран речного флота Иван Антонович Хомиченко, капитан теплохода "Ласточка" на борту "Путевого 7" Ветеран речного флота Иван Антонович Хомиченко, капитан теплохода "Ласточка" на борту "Путевого 7"

Время за разговорами летит незаметно, и 8 часов пути истекают слишком быстро. Знакомство с рекой и ее достопримечательностями, встреча со старым капитаном бобруйской «Ласточки» Иваном Хомиченко, который поднимается на борт теплохода в деревне Василевка, вкусный судовой обед и первый загар… «Путевой-7» прибывает в Паричи под вечер, чтобы утром снова отправиться вниз по Березине с инспекцией. Обратная дорога с учетом обновления знаков займет у команды не менее 2 недель.

30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Капитан буксира Александр Леванович. 30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Капитан буксира Александр Леванович.

30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Капитан буксира Александр Леванович. 30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Капитан буксира Александр Леванович.

30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Первый помощник Денис Белоусов 30.05.2017, Бобруйск. Буксир-толкач БТ-0147 в речном порту Бобруйска. Первый помощник Денис Белоусов

Капитан "Путевого 7" Дмитрий Булойчик Капитан "Путевого 7" Дмитрий Булойчик

По-флотски кухня называется "камбузом" По-флотски кухня называется "камбузом"

Ветеран речного флота Иван Антонович Хомиченко, капитан теплохода "Ласточка" на борту "Путевого 7" Ветеран речного флота Иван Антонович Хомиченко, капитан теплохода "Ласточка" на борту "Путевого 7"

30.05.2017, Капитан теплоход "Путевой 7" Дмитрий Булойчик 30.05.2017, Капитан теплоход "Путевой 7" Дмитрий Булойчик