Городской парк Бобруйска в конце 1960-х-начале 1970-х годов.
Совет Министров БССР определил тогда сроки: первый этап реализации намеченного – до 1985 года, второй – до 2000 года. Но случились перестройка и крушение Советского Союза… Сегодня остается лишь помечтать над документами – как все могло быть.
Город прирастал Приберезеньем
Нет сомнений, что нашему городу при СССР была уготована судьба крупного промышленного и культурного центра если не всего Союза, то Беларуси точно. Еще в августе 1972 года был принят Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР «О включении в городскую черту города Бобруйска некоторых населенных пунктов Бобруйского района Могилевской области». Им предписывалось включить в городскую черту нашего города деревни Дедново, Киселевичи и поселок Дедново Слободковского, деревню Еловики Сычковского сельсоветов. Как мы видим это сегодня, все было выполнено неукоснительно.
Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.
Более того, намечалось расширение площади городской застройки с 6,3 тысячи гектаров до 8 тысяч гектаров по обе стороны Березины в основном за счет освоения ее пойменных территорий в восточном направлении, а также за счет отчуждения сельскохозяйственных угодий общей площадью свыше 1 тысячи гектаров. Документом 1978 года даже планировалось сосредоточить индивидуальную жилую застройку «в перспективном сельском населенном пункте Горбацевичи».
Но то ли приближавшиеся перенедостройка и развал державы помешали, то ли нужного числа приверженцев загородных домов не набралось, но проект остался прожектом до наших дней. Горбацевичи пока не стали спутником Бобруйска, зато превратились в агрогородок и центр агрокомбината «Бобруйский».
Бобруйский роддом. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.
Не получилось и с расширением нашего города на восток и северо-восток, хотя площадки под новый микрорайон на левом берегу Березины в последние предпостсоветские годы и намывались речным песком. Строки из тогдашнего генерального плана были недвусмысленны: «обеспечить формирование трех основных жилых районов: центрального – в сложившейся части города; северного – в районе, ограниченном улицами Крылова, Минской и Рокоссовского; и восточного – на пойменных территориях левого берега р. Березины». Зато сегодня город прирастает уже 7-м микрорайоном, все больше вытягиваясь вдоль реки. От конечной форштадтской автобусной остановки до гипермаркета «Техас» в начале 7-го, по спидометру, – более 20 километров.
Главное – не форма, а содержание
Сам Бобруйск виделся разработчикам его перспектив как крупный административно-хозяйственный, промышленный и культурный центр в Могилевской области. По расчетам, численность его населения на 1985 год должна была подойти к 240 тысячам человек, а к 2000 году составить все 300 тысяч. Именно под эту численность обеспечивалось развитие сложившихся отраслей промышленности – нефтехимической, машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей, легкой и пищевой – главным образом за счет повышения эффективности производства на основе интенсификации, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования.
И именно для возраставшей численности бобруйчан происходило дальнейшее улучшение и развитие архитектурно-планировочной структуры города и отдельных городских ансамблей в соответствии с актуальными требованиями планировки и застройки.
Вид на улицу Минскую в Бобруйске. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.
Тогда, в начале 1980-х, началось упорядочение планировки трех основных промышленных районов – северного в районе улицы Минской (предприятия нефтехимической, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов), северо-западного в районе улицы Гоголя (коммунальные предприятия и объекты складского хозяйства) и юго-западного в районе улицы Бахарова (предприятия машиностроения и пищевой промышленности). И тогда началось привычное сегодня формирование общегородского центра, включающего в себя сложившийся центр города в районе площади имени В.И.Ленина с дальнейшим развитием его в направлении к парку на берегу Березины и к северному жилому району и состоящего из функциональных зон: административно-деловой в районе улицы М.Горького, культурно-просветительной и торговой в районе улицы Социалистической и спортивно-оздоровительной на правом берегу Березины.
Как и предусматривалось генеральным планом, жилищное строительство велось крупными массивами в основном на свободных территориях, а также в сложившейся части города путем реконструкции маломерных кварталов с ветхим малоценным жилищным фондом, с первоочередной застройкой северного и центрального жилых районов. Возводились, главным образом, 5- и 9-этажные жилые дома. И хотя документ допускал «на отдельных, наиболее важных в градостроительном отношении участках при соответствующем технико-экономическом обосновании» строительство домов повышенной этажности, первый 18-этажный «небоскреб» в Бобруйске появился только в 2014 году.
Площадь Ленина в Бобруйске 1960-х годов.
Но кое в чем бобруйчане уже 40 лет назад опережали других в своем видении будущего. Задолго до всяких выводов-переводов предприятий из столицы и проектирования Минск-сити все это могло быть в Бобруйске. Например, до 1990 года намечалось вывести с привычных мест маслобойный завод имени Одерихо и Бобруйскую нефтебазу, до 2000-го – автоколонну № 2410, городскую детскую больницу и инфекционное отделение Бобруйской городской больницы скорой медицинской помощи, валяльно-войлочную фабрику, склад ядохимикатов и минеральных удобрений Бобруйского межрайонного отделения «Сельхозтехника». Однако эти намерения остались нереализованными. В одних случаях отпала необходимость из-за прекращения деятельности объектов, в других, опять же, помешала эпоха великих перемен.
Чем по праву могут гордиться жители нашего города, так это созданной транспортной системой, хоть и далекой даже от планового идеала. Но в сравнении с тем что было, респекта инфраструктура заслуживает. Судите сами: в соответствии с намечавшимся появился в Бобруйске – первом необластном центре – троллейбус; был возведен автобусный вокзал в районе железнодорожной станции Бобруйск – между прочим, по проекту архитектора, спроектировавшего затем «алмаз-бриллиант» Национальной библиотеки; была сохранена историческая сеть улиц и дорог и продолжалось первоочередное строительство магистральных улиц – Гагарина, М.Горького, Крылова и Ульяновской, а также реконструировались улицы Ленина, К.Маркса и Урицкого.
Улица Интернациональная в Бобруйске в конце 1960-х-начале 1970-х годов.
Однако позже начались пробуксовки и движение как по ухабам в создании транспортных связей. Во времена суверенной Беларуси город на Березине был вынужден отказаться от строительства путепровода на пересечении железнодорожными путями улицы Бахарова, развязок движения транспорта в разных уровнях на пересечении улиц Урицкого и Бахарова. Зато были возведены путепровод в районе железнодорожной станции Бобруйск и мост через Березину в районе «ФанДОКа». Любой план – не догма, и поэтому может пересматриваться и изменяться. Но только в интересах людей и пользы дела. С таких позиций сверх основных положений 1978-го и были проложены Георгиевский проспект, новые улицы в нашем городе.
Все новое – подзабытое и забытое старое
Тем не менее, и в старом генеральном плане остались весьма привлекательные для бобруйчан пункты, к которым не грех было бы вернуться. Сейчас периодически будируется и муссируется необходимость строительства в городе мусороперерабатывающего завода – но ведь эта мысль черным по белому зафиксирована еще 40 лет назад! Сегодня все более настойчивы просьбы горожан и гостей санатория о сооружении набережной реки Березины, а в документе 40-летней давности об этом сказано так: «обеспечить осуществление инженерной подготовки территории, предусмотренной к освоению в левобережной части города; укрепление берегов р. Березины».
Фото молодоженов из буклета «Бобруйск» 1978 г.
Заслуживают внимания и другие идеи разработчиков советского по времени генерального плана Бобруйска. Например, об изменении «профиля пионерских лагерей промышленных предприятий, расположенных на расстоянии 15 километров от города, в целях использования их под профилактории». А может, чем черт не шутит, и такая заинтересует: «обеспечить прекращение поставки Бобруйскому фанерно-деревообрабатывающему комбинату древесины в плотах и организацию ее поставки на баржах»… Утверждать не берусь, насколько эти позиции приемлемы для современного хозяйственного менеджмента, насколько они реальны и эффективны – специалисты скажут свое слово.
А вот одна буквально строчка из документа не такого уж и далекого нашего прошлого, признаюсь, привлекла своей заботливостью и трогательностью: «организовать создание благоустроенной дорожно-тропиночной сети в наиболее посещаемых отдыхающими местах». Уж она-то актуальна и сегодня – сколько «козьих» троп в наших микрорайонах практически и составляют упомянутую сеть!