Уже в 2000 году Бобруйск должен был насчитывать 300 тысяч жителей...

10.6k
Александр КАЗАК. Фото из архива «ВБ» и фондов Бобруйского краеведческого музея.
Именно так предусматривалось принятыми в марте 1978 года Основными положениями генерального плана г. Бобруйска и проектом планировки его пригородной зоны.

Городской парк Бобруйска в конце 1960-х-начале 1970-х годов. Городской парк Бобруйска в конце 1960-х-начале 1970-х годов.

Совет Министров БССР определил тогда сроки: первый этап реализации намеченного – до 1985 года, второй – до 2000 года. Но случились перестройка и крушение Советского Союза… Сегодня остается лишь помечтать над документами – как все могло быть.

Город прирастал Приберезеньем

Нет сомнений, что нашему городу при СССР была уготована судьба крупного промышленного и культурного центра если не всего Союза, то Беларуси точно. Еще в августе 1972 года был принят Указ Президиума Верховного Совета Белорусской ССР «О включении в городскую черту города Бобруйска некоторых населенных пунктов Бобруйского района Могилевской области». Им предписывалось включить в городскую черту нашего города деревни Дедново, Киселевичи и поселок Дедново Слободковского, деревню Еловики Сычковского сельсоветов. Как мы видим это сегодня, все было выполнено неукоснительно.

Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.

Более того, намечалось расширение площади городской застройки с 6,3 тысячи гектаров до 8 тысяч гектаров по обе стороны Березины в основном за счет освоения ее пойменных территорий в восточном направлении, а также за счет отчуждения сельскохозяйственных угодий общей площадью свыше 1 тысячи гектаров. Документом 1978 года даже планировалось сосредоточить индивидуальную жилую застройку «в перспективном сельском населенном пункте Горбацевичи».

Но то ли приближавшиеся перенедостройка и развал державы помешали, то ли нужного числа приверженцев загородных домов не набралось, но проект остался прожектом до наших дней. Горбацевичи пока не стали спутником Бобруйска, зато превратились в агрогородок и центр агрокомбината «Бобруйский».

Бобруйский роддом. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г. Бобруйский роддом. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.

Не получилось и с расширением нашего города на восток и северо-восток, хотя площадки под новый микрорайон на левом берегу Березины в последние предпостсоветские годы и намывались речным песком. Строки из тогдашнего генерального плана были недвусмысленны: «обеспечить формирование трех основных жилых районов: центрального – в сложившейся части города; северного – в районе, ограниченном улицами Крылова, Минской и Рокоссовского; и восточного – на пойменных территориях левого берега р. Березины». Зато сегодня город прирастает уже 7-м микрорайоном, все больше вытягиваясь вдоль реки. От конечной форштадтской автобусной остановки до гипермаркета «Техас» в начале 7-го, по спидометру, – более 20 километров.

Главное – не форма, а содержание

Сам Бобруйск виделся разработчикам его перспектив как крупный административно-хозяйственный, промышленный и культурный центр в Могилевской области. По расчетам, численность его населения на 1985 год должна была подойти к 240 тысячам человек, а к 2000 году составить все 300 тысяч. Именно под эту численность обеспечивалось развитие сложившихся отраслей промышленности – нефтехимической, машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей, легкой и пищевой – главным образом за счет повышения эффективности производства на основе интенсификации, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования.

И именно для возраставшей численности бобруйчан происходило дальнейшее улучшение и развитие архитектурно-планировочной структуры города и отдельных городских ансамблей в соответствии с актуальными требованиями планировки и застройки.

Вид на улицу Минскую в Бобруйске. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г. Вид на улицу Минскую в Бобруйске. Фото из буклета «Бобруйск» 1978 г.

Тогда, в начале 1980-х, началось упорядочение планировки трех основных промышленных районов – северного в районе улицы Минской (предприятия нефтехимической, деревообрабатывающей промышленности и промышленности строительных материалов), северо-западного в районе улицы Гоголя (коммунальные предприятия и объекты складского хозяйства) и юго-западного в районе улицы Бахарова (предприятия машиностроения и пищевой промышленности). И тогда началось привычное сегодня формирование общегородского центра, включающего в себя сложившийся центр города в районе площади имени В.И.Ленина с дальнейшим развитием его в направлении к парку на берегу Березины и к северному жилому району и состоящего из функциональных зон: административно-деловой в районе улицы М.Горького, культурно-просветительной и торговой в районе улицы Социалистической и спортивно-оздоровительной на правом берегу Березины.

Как и предусматривалось генеральным планом, жилищное строительство велось крупными массивами в основном на свободных территориях, а также в сложившейся части города путем реконструкции маломерных кварталов с ветхим малоценным жилищным фондом, с первоочередной застройкой северного и центрального жилых районов. Возводились, главным образом, 5- и 9-этажные жилые дома. И хотя документ допускал «на отдельных, наиболее важных в градостроительном отношении участках при соответствующем технико-экономическом обосновании» строительство домов повышенной этажности, первый 18-этажный «небоскреб» в Бобруйске появился только в 2014 году.

Площадь Ленина в Бобруйске 1960-х годов. Площадь Ленина в Бобруйске 1960-х годов.

Но кое в чем бобруйчане уже 40 лет назад опережали других в своем видении будущего. Задолго до всяких выводов-переводов предприятий из столицы и проектирования Минск-сити все это могло быть в Бобруйске. Например, до 1990 года намечалось вывести с привычных мест маслобойный завод имени Одерихо и Бобруйскую нефтебазу, до 2000-го – автоколонну № 2410, городскую детскую больницу и инфекционное отделение Бобруйской городской больницы скорой медицинской помощи, валяльно-войлочную фабрику, склад ядохимикатов и минеральных удобрений Бобруйского межрайонного отделения «Сельхозтехника». Однако эти намерения остались нереализованными. В одних случаях отпала необходимость из-за прекращения деятельности объектов, в других, опять же, помешала эпоха великих перемен.

Чем по праву могут гордиться жители нашего города, так это созданной транспортной системой, хоть и далекой даже от планового идеала. Но в сравнении с тем что было, респекта инфраструктура заслуживает. Судите сами: в соответствии с намечавшимся появился в Бобруйске – первом необластном центре – троллейбус; был возведен автобусный вокзал в районе железнодорожной станции Бобруйск – между прочим, по проекту архитектора, спроектировавшего затем «алмаз-бриллиант» Национальной библиотеки; была сохранена историческая сеть улиц и дорог и продолжалось первоочередное строительство магистральных улиц – Гагарина, М.Горького, Крылова и Ульяновской, а также реконструировались улицы Ленина, К.Маркса и Урицкого.

Улица Интернациональная в Бобруйске в конце 1960-х-начале 1970-х годов. Улица Интернациональная в Бобруйске в конце 1960-х-начале 1970-х годов.

Однако позже начались пробуксовки и движение как по ухабам в создании транспортных связей. Во времена суверенной Беларуси город на Березине был вынужден отказаться от строительства путепровода на пересечении железнодорожными путями улицы Бахарова, развязок движения транспорта в разных уровнях на пересечении улиц Урицкого и Бахарова. Зато были возведены путепровод в районе железнодорожной станции Бобруйск и мост через Березину в районе «ФанДОКа». Любой план – не догма, и поэтому может пересматриваться и изменяться. Но только в интересах людей и пользы дела. С таких позиций сверх основных положений 1978-го и были проложены Георгиевский проспект, новые улицы в нашем городе.

Все новое – подзабытое и забытое старое

Тем не менее, и в старом генеральном плане остались весьма привлекательные для бобруйчан пункты, к которым не грех было бы вернуться. Сейчас периодически будируется и муссируется необходимость строительства в городе мусороперерабатывающего завода – но ведь эта мысль черным по белому зафиксирована еще 40 лет назад! Сегодня все более настойчивы просьбы горожан и гостей санатория о сооружении набережной реки Березины, а в документе 40-летней давности об этом сказано так: «обеспечить осуществление инженерной подготовки территории, предусмотренной к освоению в левобережной части города; укрепление берегов р. Березины».

Фото молодоженов из буклета «Бобруйск» 1978 г. Фото молодоженов из буклета «Бобруйск» 1978 г.

Заслуживают внимания и другие идеи разработчиков советского по времени генерального плана Бобруйска. Например, об изменении «профиля пионерских лагерей промышленных предприятий, расположенных на расстоянии 15 километров от города, в целях использования их под профилактории». А может, чем черт не шутит, и такая заинтересует: «обеспечить прекращение поставки Бобруйскому фанерно-деревообрабатывающему комбинату древесины в плотах и организацию ее поставки на баржах»… Утверждать не берусь, насколько эти позиции приемлемы для современного хозяйственного менеджмента, насколько они реальны и эффективны – специалисты скажут свое слово.

А вот одна буквально строчка из документа не такого уж и далекого нашего прошлого, признаюсь, привлекла своей заботливостью и трогательностью: «организовать создание благоустроенной дорожно-тропиночной сети в наиболее посещаемых отдыхающими местах». Уж она-то актуальна и сегодня – сколько «козьих» троп в наших микрорайонах практически и составляют упомянутую сеть!