У входа в главный корпус БФ БГЭУ на улице Социалистической в эти дни малолюдно – учебный процесс уже завершен, у студентов идет подготовка к экзаменам и защите дипломов. Тем, кто в этом году получит на руки заветный документ, особо нет дела до судьбы филиала – им не придется решать, где продолжить образование в случае его закрытия. Да и желания вникать в слухи, которые витают вокруг alma mater уже не первый год, у дипломников нет.
– Мне повезло, в этом году я заканчиваю университет, – говорит Алена и добавляет, что будет жалеть, если филиал вуза в Бобруйске закроют. – Хотя год назад говорили то же самое, и мы с родителями рассматривали вариант продолжения моей учебы в Минске.
Староста курса Ольга Грук в этом году тоже покинет стены вуза. В отличие от большинства сокурсников, она искренне переживает о том, что дальше будет с БФ БГЭУ.
– Город потеряет единственный вуз. Жаль и преподавателей, и студентов. Первые останутся без работы, вторые будут вынуждены продолжить учебу в Минске, а это и сложнее, и дороже.
По ее словам, сейчас в Бобруйск на учебу приезжают даже минчане, которые таким образом экономят деньги и при этом получают знания на высшем уровне – педагогический состав в БФ БГЭУ подобрался достаточно сильный.
– Я знаю минчан, которые учатся у нас как на заочном, так и на очном отделениях, – говорит Ольга.
Предлагаем ей перенестись в недалекое прошлое и представить, что филиал закрылся несколько лет назад.
– Что бы вы тогда делали?
– Трудно сказать. Но я, например, знаю одного студента-второкурсника, который учится у нас и параллельно работает. Если он переведется в Минск, то вынужден будет отказаться от работы, и нет гарантии, что в столице он ее найдет. Плюс придется платить за жилье. Так вот он всерьез рассматривает вопрос о том, чтобы оставить обучение и пойти в армию по контракту.
Андрей в этом году тоже получает диплом БФ БГЭУ и говорит, что если бы пришлось выбирать, где продолжить обучение, то он бы уехал в Минск, не задумываясь.
– Мои родители сейчас живут в Борисове, потому мне было бы без разницы, где, в общем-то, учиться. Просто когда я поступал в университет, мы жили в Бобруйске.
По мнению Андрея, тем из студентов, кто действительно хочет учиться, есть смысл ехать в Минск в случае закрытия филиала.
– Ну, зароют его. Что, жизнь на этом заканчивается? Другое дело, что многие студенты не хотят ничего менять, им так удобно. Они сидят целыми днями дома и ничем не интересуются. И таких людей выросло целое поколение.
Благодаря соцсетям, «Вечерке» удалось разыскать студентов второго и третьего курсов БФ БГЭУ, а также их родителей, которые поделились своими мыслями по поводу дальнейшего обучения. Ирина (имя девушки изменено) сейчас уговаривает семью отпустить ее в Минск и продолжить обучение в БГЭУ.
– Мама говорит, что очень переживает за меня, ведь это другой город, совершенно чужие люди. Опять же, нужно решать вопрос с жильем, а это дополнительные расходы. Папа настаивает на том, чтобы я переводилась на заочное и искала работу. Но кто меня возьмет по специальности с неоконченным экономическим образованием? Даже продавцом не устроюсь. Вот и получается, что в любом случае закрытие филиала – это дополнительные финансовые затраты для нашей семьи, и немаленькие.
Родители Ильи (имя изменено) готовы оплачивать обучение сына в Минске. Хотя затраты обещают вылиться в круглую сумму.
– За этот учебный год мы заплатили что-то около 1700 рублей, в Минске это обошлось бы более чем в 2000 рублей, – говорит мама молодого человека. – Но это еще полбеды. Знакомые сказали, что мест в общежитии нет, поэтому нужно искать квартиру. Значит, ежемесячно еще отдавать 300-400 рублей. Плюс ему же нужно что-то кушать, во что-то одеваться, с друзьями в кафе и кино сходить – в столице развлечений намного больше, чем в Бобруйске. Вот и выходит, что на месяц без оплаты учебы сыну нужно выделять 600-700 рублей. Слава богу, мы можем себе это позволить. А другие? Не думаю, что у всех родителей студентов БФ БГЭУ есть такие возможности. Поэтому я категорически против его закрытия.
Маргарита (имя изменено) говорит, что, скорее всего, оставит учебу, если представительство университета в Бобруйске закроют.
– Если честно, что на подаче документов в этот вуз настоял папа. Он оплачивает мою учебу и рассчитывает, что после получения диплома я буду работать в его фирме. Но я считаю, что работать в семейном бизнесе можно и без образования. Тем более, что особых знаний здесь я за два года не получила.
Примечательно, что все участники опроса, которым в этом году придется определяться, где и как продолжить обучение в случае закрытия филиала, попросили не указывать их настоящие имена.
– Чего вы боитесь? – интересуюсь у одной из собеседниц.
– Ну, мало ли что. Вы же знаете, в какой стране мы живем. Начнешь «качать» свои права и тут же по голове получишь – потом ни в какой Минск учиться тебя никто не возьмет.
Не пожелала афишировать свое имя и одна из преподавателей БФ БГЭУ, которая призналась, что еще даже не думала о том, что делать дальше.
– Кого в Минск позовут? Меня? Ну, не знаю. Это вы у наших кандидатов наук спросите, кого из них пригласят преподавать в БГЭУ, – говорит собеседница. – Но если бы даже и пригласили, то не соглашусь – жить в Минске негде, а квартирный вопрос университет решать не будет. Что дальше? Видимо, придется искать новую работу.