«Вспоминаю армейскую перловку, и слюнки текут». Бобруйчанин рассказал, как ему служилось на границе

3371
Владимир РЕПИК. Фото из архива героя.
В преддверии Дня пограничника, который отмечается сегодня, 28 мая, 25-летний бобруйчанин Александр Ковалевский рассказал о том, как ему служилось на пограничном контрольно-пропускном пункте Новая Гута.

День пограничника в Бобруйске. Фото Дениса СУДНИКА из архива «ВБ». День пограничника в Бобруйске. Фото Дениса СУДНИКА из архива «ВБ».

Александр Ковалевский – спортсмен. Сколько себя помнит, не расстается с футболом. Сейчас тренируется профессионально. А до этого была служба в армии – попал в пограничные войска, на пропускной пункт Новая Гута – границу Украины в Беларуси.

«Не один я, со мной много помидоров!»

Александр Ковалевский (слева) во время службы на границе. Александр Ковалевский (слева) во время службы на границе.

– Мой первый самостоятельный выход в качестве пограничника помню, как сейчас, – рассказывает Александр. – Нужно было проверить документы у молдаванина-дальнобойщика лет 45-ти. Спрашиваю: что везете? Он отвечает: помидор. Я спрашиваю: один? Имея в виду – один в кабине транспортного средства или с еще одним водителем. А он в ответ: нет, много помидоров!

Вообще, границу в этом месте пересекало очень много молдаван. И что меня тогда удивило: почти все везли с собой в сумках и баулах в Россию столько вина – иногда до 70-ти литров! Хотя один человек имел право с собой провозить не более 3-х литров спиртного.

– И что вы делали с тем вином, которое изымали у молдаван?

– В мусорку все уходило, прямо на их глазах. Везло местным мужикам, которые проживали в соседней деревне. Они имели доступ к этой мусорке, но выносить с территории им не разрешали. Прямо там и пили. Изымались также излишки с виду качественного мяса, мясных изделий и сала…

– А люди пытались незаконно пересечь границу?

– Насмотрелся разного. Когда пересекает границу женщина, у которой на руках – младенец, а с ее документами не все в порядке. Таких высаживают – слезы, просьбы, крики, угрозы… Бывали случаи, когда и в мороз более десяти градусов высаживали, и они ждали, пока все утрясется…

Солдаты срочной службы. Контрольно-пропускной пункт Новая Гута. Солдаты срочной службы. Контрольно-пропускной пункт Новая Гута.

Однажды зашел в салон автобуса и привычно обращаюсь к пассажирам: приготовьте, пожалуйста, паспорта. И вижу – женщина лет сорока, глаза красные, изможденная, но видно, что не алкоголичка. Чувствую, что-то с ней не то. Оказалось потом, что она бежала из рабства, без документов. Пограничники, конечно, руководствуются законами, но часто стараются отнестись к человеку по-человечески, помочь. В общем, наше пограничное начальство тут же связалось с украинскими таможенниками, и она вернулась домой в Украину. До сих пор ее умоляющий взгляд «не сдавать» стоит перед глазами.

А одна девушка из России предъявила паспорт, а там – места нет от штампов! Оказалось, она полмира автостопом проехала. Почти всю Африку, Австралию, Европу. Вообще, путешественников, тех, кто увлекается автостопом, проходило через наш пункт пропуска очень много. И не только молодежь. Был случай, когда с автобуса сняли гражданина Японии, тоже путешественник, лет под 50, и тоже в паспорте живого места от штампов нет! В Америку, говорит, еду автостопом. Едут на велосипедах, пересекают границу пешком. Такие люди всегда вызывали мое восхищение.

– А что тебе не нравилось в пограничной службе?

– Бесило, когда некоторые водители, особенно этим грешили россияне, пытались всучить тебе деньги. Причем, даже тогда, когда контроль пройден, все проверено, и ему дали «зеленый свет»! А кругом там видеокамеры. Что ты творишь, зачем? Приходилось себя сдерживать, чтобы не сорваться и не нагрубить. Встречались и наглые «крутые братки». Однажды задержали татуированного мужчину, оказалось, боевик. А сам из белорусов. Кстати, потом его по телевизору показали, что арестован на нашей границе.

День пограничника в бобруйском парке. День пограничника в бобруйском парке.

– Из Молдовы везут вино, из Украины – сало, из России – деньги, а что белорусы?

– В соседнюю Украину белорусы часто ездят за товаром – там все продукты и одежда намного дешевле. Помню, когда первый раз пришлось досматривать автомобиль гомельчанина, который под самую завязку был забит ведерками с украинским майонезом. «Майонезники» – мы их так называли.

– Мамы, отправляя сыновей в армию, боятся, что они там не досыпают, не доедают… А как тебе служилось на границе?  

Александр Ковалевский свою жизнь связал с футболом. Александр Ковалевский свою жизнь связал с футболом.

– У нас была повар, женщина из гражданских. Она нам была, как мать, и так вкусно готовила! В Бобруйске, например, перловку даже собака наша не ела, а она готовила такую вкусную кашу, что сейчас говорю, и слюнки текут. И прапорщик наш, вопреки мифам, был мудрым, добрым и очень человечным. Условия для прохождения службы комфортные, все современное, аккуратное, никакой «дедовщины». Коллектив пограничников – это обычные ребята, со многими подружился, поддерживаем связь и сейчас. Так что, если кто-то из бобруйчан попадет на службу в Новую Гуту, считайте, что вам повезло.

В Бобруйске 28 мая местом встречи бывших пограничников становятся площадь Победы либо площадь Ленина, откуда крепкие ребята в зеленых беретах шествуют организованной колонной к городской парк.

У нас люди начинают посмеиваться, когда такое говоришь, но я скажу: я и сейчас испытываю самую настоящую мужскую гордость, что рядом со мной служили честные и принципиальные люди! Если б кто знал, через какие они проверки и сколько раз проходят. Думаю, что мои слова могут подтвердить и мои бывшие сослуживцы из нашего города – Олег Зайцев, Семен Бондарчук.

– Отмечаешь ли ты День пограничника? Купаешься ли в фонтане?

– Праздник ребята заслужили, ведь проходить службу на границе сложно, трудно и почетно. Пусть гуляют, просто некоторые из ребят, выпив, теряют над собой контроль. Что делать? Разумно и толково организовывать праздник и то, что после праздника, вот и все.