«Мы никому не нужны!» Куда податься двум сотням рабочих предприятия-банкрота «БобруйскСтройКомплекс»

4420
Виктория СЕПСАЛЁВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ.
«Это же не просто комбинат какой-то строительный – здесь вся наша жизнь!» – так говорят работники «БобруйскСтройКомплекса», в отношении которого 26 апреля состоялся суд по вопросу экономической несостоятельности и банкротства.


Сейчас в его штате числятся 209 сотрудников. Для многих из них «БобруйскСтройкомплекс», бывший ДСК – первое и единственное место работы. Люди не хотят уходить с предприятия, ставшего родным за долгие годы. Впрочем, вариантов трудоустроиться по специальности в Бобруйске у них тоже немного…

В ходе судебного заседания установили сумму кредиторской задолженности предприятия – 37,9 млн. деноминированных рублей, а общая стоимость имущества предприятия – 41,1 млн.
Предприятие еще официально не признали банкротом – назначен антикризисный управляющий, открыто конкурсное производство, в результате которого активы предприятия будут реализованы для удовлетворения требований кредиторов.
Следующее судебное заседание, которое должно окончательно решить судьбу предприятия, намечено на 4 сентября. Но негласно всем, и простым рабочим, и управляющим, известно, что будет дальше – одно из старейших строительных предприятий города ликвидируют.



«Какие объекты мы строили!..»

Много славных страниц было в 45-летней истории некогда стабильного ДСК-«БобруйскСтройКомплекса». Еще не так давно, в 2007 году, предприятие могло позволить себе около 1 000 сотрудников. По итогам 2008 года было занесено на республиканскую Доску почета.
– И какие объекты мы строили! Бассейн «Шинник», Ледовый дворец, «Корона», онодиспансер… 70 процентов всех жилых домов в городе – это ведь наша работа! – с ностальгией вспоминает славное прошлое предприятия Любовь Бородина, одна из его старейших работниц.
В послужном списке бобруйского ДСК – объекты не только местные. Например, резиденция «Дрозды» – одно из основных мест проживания президента Александра Лукашенко, денежное хранилище Национального банка в Минске…
Всего одна запись в трудовой книжке Любови Петровны: в ДСК она пришла молодым маляром после выпуска из 60-го училища в юбилейный для предприятия 1982 год (10 лет с момента основания). И работала до сих пор, ведь предприятие процветало, работы, пусть и трудной, всегда было много, а зарплата выплачивалась в срок. Но даже не это для строителей было главным.
– Раньше как? Коллективы большие, дружные, трудились весело, друг другу помогали, и не только по работе. Все праздники, даже семейные, без коллег не обходились. Мы все сами были большой семьей, – говорит Любовь Петровна.

Сейчас работа временная, объекты чужие

Ныне же часть рабочих «БобруйскСтройКомплекса» трудится в Осиповичах на строительстве 108-квартирного дома и ФОКа, а другая часть – на субподряде на заводе КПД, проводят отделочные работы в 144-квартирном доме по ул. Семеновской на Форштадте.
Но эта работа временная, а у самого завода КПД, по словам одного из антикризисных управляющих «БобруйскСтройКомплекса», тоже есть задолженности по выплатам...
– Вчера зарплату дали – 41 рубль, и так уже 4 месяца, – рассказывает Ирина Шашенко, которая трудится маляром на субподряде завода КПД. – Я одна ребенка воспитываю, в первый класс пошел в этом году. Денег на еду не хватает, а в школе – сдай на это, сдай на то! А где взять? Начальство нам тоже ничего не говорит. Не нужны мы здесь никому!..
– Жалко наш «БобруйскСтройКомплекс» – сильное предприятие было, а потонуло, как «Титаник», – добавляет Ирина.



«Все началось с того чертового оборудования…»

Есть у рабочих и свои мнения, почему ОАО «БобруйскСтройКомплекс», долгое время бывший на плаву, так стремительно пошел ко дну.
– Началось все с того чертового оборудования, которое нам навязало Министерство архитектуры и строительства, – считает Любовь Бородина. – Повесили на нас 12 миллионов евро. Кому оно нужно было? Мы и без него на совесть, качественно все строили.
Действительно, в 2011 году, по решению акционеров ОАО, коим и является Минархитектуры, было закуплено технологическое оборудование на сумму около 12 миллионов евро. Но на предприятие оно так и не попало – не нашлось денег на уплату НДС и таможенной пошлины.
– C кризиса все началось в 2011 году, когда курс доллара подскочил резко вдвое, – это мнение плиточника Василия Дмитроченко, для которого «БобруйскСтройКомплекс» – тоже первое и единственное место работы. – И на предприятии, помню, тогда проблемы начались сразу.
По мнению других работников, ошибкой было присоединение к успешному «БобруйскСтройКомплексу» убыточного завода железобетонных изделий, который, в итоге, потопил и своего «тягача».

Есть ли вакансии для строителей в Бобруйске?

Есть ли шансы найти работу по специальности в родном городе у двухсот работников «БобруйскСтройКомплекса»?
Бобруйская служба занятости активно предлагает переобучение или трудоустройство на смежные профессии. Но приемлемо ли это для человека, которому до выхода на пенсию остается всего пару лет? 

По данным Белстата, в марте 2017 года в Беларуси приняли на работу 4 878 специалистов строительной отрасли, а уволили 5 694. Получается, что 817 строителей в республике остались не у дел.

– Я, например, не знаю, что буду делать, – делится Любовь Бородина. – Девчонки наши на переобучение пошли, кто-то уволился уже. А мне куда? Два года до пенсии.
– Буду, конечно, другую работу искать, – говорит Василий Дмитроченко. – Но сколько в интернете ни искал, а просматриваю вакансии каждый день, ничего для себя не нашел. Мне куда переквалифицироваться – я на плитке, как говорится, все зубы съел за тридцать лет работы. А для России – уже и здоровье не то.

Но все же в списке вакансий от центра занятости, который обновляется ежедневно, можно найти строительные профессии или смежные с ними. Например, по 50 вакансий арматурщика и бетонщика, все 3-5 разрядов, которые требуются в «Белэнергострой» за зарплату в 500 рублей. Правда, такие рабочие нужны на строительство атомной электростанции в Островецком районе.

А в стройтрест №13 Бобруйска ждут по 20 каменщиков и плотников-бетонщиков 3-5 разрядов, которым обещают по 300 рублей оклада. Но и здесь не все просто – работа связана с командировками в Россию. В стройтрест приглашают и главного инженера, правда, только одного, а после ликвидации «БобруйскСтройКомплекса» инженерно-технических работников останется без работы порядка 50 человек (25% всего состава). Маляры 2-4 разрядов нужны на бобруйском заводе ТДиА и «Бобруйскагромаше». Но это вакансии на сегодня – завтра их может уже и не быть.

Завод же КПД, как сказали в отделе кадров, помимо найма рабочих из «БобруйскСтройКомплекса» на субподряд, уже в эти дни принял в штат на постоянное место работы 21 рабочего и готов принять еще.