… Из темных глубин воды блеснуло белое брюхо судака. У рыбы толстое брюшко – верный признак того, что через пару часов она должна нерестовать. Из сотен и сотен икринок, которые находятся сейчас у нее в животе, только десятки выживут и превратятся в рыбешек. А если бы не спасительные руки главного государственного инспектора Валерия Глушко, доставшего в эти дни немало сетей браконьеров по Березине, не было бы шанса и у этих десятков.
С руководителем Бобруйской межрайонной инспекции животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь в один из дней на этой неделе мы отправились в рейд по главной водной «артерии» Бобруйска. Моторная лодка главного государственного инспектора взяла курс в сторону Титовского и железнодорожного мостов.
Да, пока идет нерест, с 1 апреля по 30 мая, лов рыбы в Могилевской области запрещен. Но из года в год именно в этот период активизируется браконьер, ведь рыба идет массово.
– За один день, если повезет, можно выловить 60-70 кг рыбы, леща или густеры, – говорит В. Глушко. – А ведь 12 лещей – и это практически уже уголовное дело.
Да и штрафы немаленькие – от 460 рублей, но и это порой не останавливает любителей незаконной ловли.
От 460 до 1 150 рублей – таков сегодня штраф за незаконную добычу рыбы.
– Браконьер – это чаще всего мужчина. Но бывают и женщины, – говорит В. Глушко. – Например, такой семейный подряд браконьеров действует в районе Форштадта. Жена стоит на берегу и наблюдает за обстановкой, а муж, дети, другие родственники выставляют сети.
По обеим сторонам реки, через каждые 100-150 метров, стоят рыболовы-любители с удочками – идиллия. Но главному инспектору на мобильный телефон тут же поступает звонок, и курс нашей лодки меняется. Из широкого русла реки бесшумно причаливаем к затону. За борт выбрасывается «кошка» – металлический груз, похожий на гирю, к нему прицеплен пятиметровый трос, который, в свою очередь, крепится к лодке. Медленно «нарезаем круги» по воде, в на «кошку» тем временем наматывается браконьерская сеть.
– Не рак, а боец какой-то, – говорит главный инспектор. – Нет половины уса, часть клешни оторвана, чувствуется, что в «боях» не раз побывал.Валерий Михайлович аккуратно тянет ее на себя, и мы видим, что через каждый метр в сети – увесистая рыба, часто попадаются зеленого цвета крупные раки. Рак норовит щелкнуть клешнями по пальцам своего спасителя.
Количество нарушений ловли рыбы на территории, которую курирует Бобруйская межрайинспекция (Бобруйский, Кировский, Кличевский районы):
2016 год – 26
2017 год – 28 (и 4 уголовных дела)
За каких-то десять минут из сетевого плена освобождено более десяти очень крупных рыб. Неизвестно, сколько часов рыба провела в браконьерских сетях, но она жива, только некоторая ранена.
– Иногда мы выпускаем ее в реку, – комментирует Валерий Михайлович, – но это делать не рекомендуется, потому что, как правило, такая рыба, из сетей, уже практически нежизнеспособна. Раньше ее с удовольствием у нас забирало зверохозяйство на корм, но сейчас оно закрыто, и такая рыба никому не нужна. Поэтому приходится ее уничтожать.
Несмотря на то, что Березина стремительно из года в год мелеет, запасы рыбы в ней пока не иссякают. Щука, судак, да почти все виды речной рыбы водятся. Во многом благодаря тому, что браконьеров в последние годы стало меньше, считает Валерий Глушко.
– Хочется сказать большое спасибо бобруйчанам, которые стоят по берегам с удочками – именно они звонят нам и сообщают о том, где и в каком месте расставлены браконьерские сети, – говорит начальник Бобруйской межрайинспекции.
Телефон дежурной службы Бобруйской межрайонной инспекции животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь: 8 (0225) 58-57-47.
Рейд с «рыбохраной» по Березине.
«Кошка» зацепила браконьерскую сеть.