Деревенька моя... Глусский район, Подлужье

4961
Любовь СЛОНКИНА, Глуск. Фото автора.
Мое Подлужье, что в Глусском районе – мое начало, мои живые и яркие воспоминания, хотя опустели уже дома, а их хозяева однажды ушли и не вернулись…

Гармонисты из деревни Подлужье Глусского района. 1950-е годы. Гармонисты из деревни Подлужье Глусского района. 1950-е годы.

Деревня – это живая душа, это люди с их характерами и бытом, их взглядами и судьбами... А еще это живой источник, связь поколений, чья-то маленькая родина, начало начал. Большинство из нас гордится тем, что родом из деревни. И нету большего счастья, когда твоя деревенька живет, здравствует, а из комина по утрам клубится легкий дымок. Значит, жива деревенька еще, дышит...

Мое Подлужье, что в Глусском районе – мое начало, мои живые и яркие воспоминания, хотя опустели уже дома, а их хозяева однажды ушли и не вернулись. Грустная картина, ведь, казалось, еще вчера деревня была словно улей – в детских голосах, мы играли в лапту, «классики», считалки, гоняли мячи по дворам. Потом разлетелись-разбежались, кто куда. Мало кто из моих ровесников остался в деревне, многие живут в райцентре – Глуске, в ближайшем городе Бобруйске, но часто, как и я, наведываются в родимые места, благоустраивают родительские дома под дачу, сажают картошку,вспахивают огороды.

Деревенька Подлужье – одна улица. Деревенька Подлужье – одна улица.

Мне очень захотелось побольше узнать об истории Подлужья. Я стала искать по разным источникам, и, оказывается, деревня наша известна с ХV века! А называлась она тогда Полож, состояла всего из 5 дворов. А уже во второй половине ХIХ столетия насчитывалось 22 двора. Часть жителей занималась земледелием, часть – пчеловодством. К 1897 году количество домов в Подлужье удвоилось, и в 44 дворах жило 293 жителя. 

Интересный факт: оказывается, еще в 1916 году в деревне было открыто народное училище (так называлась, скорее всего, местная начальная школа, здание которой до сих пор сохранилось). На восточной окраине деревни, на правом берегу речки Птичь находится древнее селище, а за полкилометра от населенного пункта с западной стороны – стоянка эпохи неолита и бронзового века.
А люди в деревне – трудолюбивые и усердные, к тому же очень талантливые – и на гармошке играют,и лозу плетут.

Мой дом. Мой дом.

– Труд у нас всегда был на первом месте, – говорит коренная жительница Подлужья Раиса Павловна Ляпко. – Раньше в местном колхозе выращивали ценную культуру – лен, я была звеньевой. Все работы выполняли вручную: убирали, вязали, слали, теребили... А работали за трудодни. Бывало, что рожали прямо в поле. У каждого на подворье было по две, а то и по три коровы, а также свинья, гуси, утки, куры. Все успевали. А долгими зимними вечерами в одном из домов устраивали так называемые «вечеринки» при свече. Кто-то вязал, кто-то прял кудель, вышивали, ткали... А как плясали под гармонь! Потом клуб построили. Весело жили, что и говорить...

Этому улью семьи Пацай больше 100 лет. Этому улью семьи Пацай больше 100 лет.

Пару лет назад здание деревенского клуба выкупил предприниматель из Глуска, но так и стоит оно с тех пор под замком. 

А раньше ведь, управлялись по хозяйству и – айда в клуб! Заведующая Тамара Прохоровна старалась организовать мероприятие с привлечением местных певуний. Существовал свой вокальный ансамбль, с которым объездили весь район. И колядовать хором ходили. Все ждали самодеятельных артистов у окон своего дома, а взамен щедро угощали –деньгами, салом, домашней колбасой, моченой антоновкой, пирогами...
По пути в клуб не миновать огромного, ветвистого клена: старожилы говорят, что дерево имело счастье пожить в трех столетиях. Я сделала замер окружности ствола: 3,5 метра! А вверху на клене можно увидеть бочку –улей. Говорят, хороший мед получался, качественный!
Подлужье имеет одну ровную улицу, которая приведет вас прямо к речке Птичь, а она – гордость и слабость всех жителей деревни. В каждом доме жил отъявленный рыбак и у каждого была своя лодка, изготовленная своими руками. В детстве мы именно на таких лодках переплывали речку, когда шли в лес за черникой. Сколько живых воспоминаний нахлынуло, не передать!
А стога! Какие у нас стояли стога! Весь луг был ими услан, без них не прожить, как и без кормилицы-буренки. Каждая семья старалась, чем побольше, настрогать сена.
Слава Богу, говорят сегодня подлужане, магазин еще не заменили автолавкой, ведь это – единственное место, где жители деревни собираются не только что-то купить, а и поговорить о насущном, обсудить, а иногда даже поспорить.
Чуть больше года назад в Подлужье дорогу засыпали гравием и укатали. Уже давно и вода есть в каждом доме, хотя и от колодцев народ не отказывается, они по-прежнему действуют и украшают дворы, а вода из колодца – словно родниковая.
Во время бесед с земляками я каждый раз убеждаюсь в том, что их волнует не только узкий круг вопросов и проблем деревни, им интересно, что делается в мире, как живут люди в других странах. Из газет и журналов, которые они охотно выписывают, черпают сведения. Все до одного любят «смотреть новости» по ТВ.
Местные женщины все так же трудолюбивы: успевают с утра и печь вытопить, и блинов напечь, и суп или борщ к обеду поставить, да какау-никакую живность во дворе покормить (коров мало, а ведь когда-то было три стада!).
Ляпко, Мартиновичи, Слуки, Босяковы, Лугины... Все это фамилии подлужанских семей. И за каждой из них – своя история, своя судьба, победы и неудачи. Рассматриваю пожелтевшее от времени фото подлужских гармонистов, и здесь три на три – Мартиновичи и Ляпко. Справа вверху – мой отец Павел Логинович, всю жизнь отдавший работе на земле, на ферме. 45 лет он пас коров и молодняк, а сколько рек молочных потекло благодаря его труду. И гармонь из рук не выпускал. Все свадьбы на деревне и далее сыграны им! И я от отца переняла этот талант. Слушаю, как играет отец, он –на ферму, а я – за гармонь. Почти в каждой семье был этот нехитрый музыкальный инструмент, куда ж без него.

Подлужье... Моя любимая малая родина, мое детство. Я хочу, чтобы в каждом твоем доме по вечерам зажигался свет, а по утрам будили петухи. 

Слава Богу, мои родители живы. И снова я дома. Всем деревенькам и своей посвящаю эти стихи:

Слава богу, мой домик в цветах!
Милый песик на привязи лает.
Дым с комина идет в облака,
И родители дочку встречают.
Милый сердцу, родной уголок,
Ты, мое дорогое Подлужье!
Детства сладкого чистый глоток...
И опять побежали по лужам!
Звонкий смех растекался, как мед,
Хором – с речки и хором – на речку!
Снова Птичь неустанно зовет,
Снова мы убегаем далече...
А стога? Где такие стога?
Вы таких «куполов» не видали!
Папа снова жердин настрогал,
А вон груши висят, как медали.
Старый-старый колодец поник,
Мне ж неймется ведром окунуться...
Мама снова дочурку бранит:
– Есть колонка, не пей из колодца!
Ей, родимой, меня не понять,
Мне ведь хочется детства напиться!
И пускай из железа кровать,
На ней мягче и слаще мне спится!
Милый сердцу, родной уголок...
Исчезают знакомые лица.
Зарастают тропинки травой,
И трепещет душа, словно птица.
Нет соседей, скучают дома
по блинам, по веселому смеху.
Деревенька, ты, знай, не одна!
Скоро снова к тебе я приеду!

Дорогие друзья, а где ваша малая родина? Напишите нам о ней, о своем детстве и своих земляках, о современной жизни в вашей деревеньке, пришлите фото и мы с радостью опубликуем ваши рассказы.