В Бобруйском районе остались только три общественные бани

2673
Александр УДОДОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Раньше общественные бани были в каждом крупном населенном пункте района, но потом они стали закрываться, и сейчас такие бани остались только в поселках Туголица, Глуша и Редкий Рог. Сельчане, кому это под силу, стали строить свои баньки, приглашать в них родственников и соседей. Но уже нет той доброй традиции, когда по субботам в общественную баню народ шел и попариться-помыться, и пообщаться с земляками.

Баня в поселке Туголица. Баня в поселке Туголица.

– Баня в нашем поселке работает исправно, топят ее дровами, – рассказывает житель поселка Глуша Василий Омелюсик. – Те, кто ее посещает, остаются довольными. Правда, людей в баню стало ходить значительно меньше из-за высоковатой цены на билет, а ведь раньше ее посещали семьями. При бане была когда-то и прачечная, стояли стиральные машины, но ее закрыли из-за убыточности. А еще у жителей появились свои баньки, как и у меня, поэтому посещать общественную баню стало меньше людей.

Галина Шеремет, управделами Сычковского сельисполкома:
– У нас в Сычково общественной бани не было. Работала такая баня в агрогородке Ленина, но ее давно закрыли. У большинства сельских жителей сейчас есть свои бани. А еще к Сычково, Калинино подведен природный газ, и жильцы квартир и домов оборудуют в них ванные комнаты, так что помыться им есть где.

Петр Широкопытов, житель поселка Редкий Рог:
– Нашу баню тоже собирались не очень давно закрыть. Но население было против, нашли мы поддержку и у председателя сельсовета, так что баня сейчас работает. Посещают ее не только жители поселка, но и окрестных деревень, дачники. Топится баня по субботам, отведено время для мужчин и женщин. Но есть и проблемы. Например, зимой в моечном отделении холодно. Для парильщиков это не страшно, а вот для тех, кто приходит помыться, неуютно. А еще, считаю, в бане нужно сделать душевые кабинки, как это было раньше. К сожалению, не заготавливают для бани веники, не продают мыло, шампунь. Если все это будет, то и посещаемость увеличится, особенно из числа дачников, которых много в округе. Увеличили плату до 4 рублей, что немало для сельчан, так пусть создадут нормальные условия.

– Наш сельсовет по территории самый большой в районе, в нем 42 населенных пункта, – говорит председатель Горбацевичского сельисполкома Галина Пригара. – Но ни одной общественной бани у нас нет, хотя в свое время они были в Горбацевичах, Гороховке, Осово. Правда, для механизаторов на мехдворе работает душ. Зато теперь во всех деревнях есть личные баньки, в домах многие установили ванны, так что на сегодняшний день вопрос общественных бань актуален только для бывших рабочих поселков – таких, как Глуша и Редкий Рог.

Баня в поселке Туголица. Баня в поселке Туголица.

Николай Никитко, житель деревни Орсичи:
– Как говорится, няма таго, што раньш было. А было многое. На бывшем лесоучастке в Броже работала баня, в которой мылись и рабочие, и местные жители. Я, будучи главным механиком, сделал печь так, чтобы во время горения дров можно было одновременно париться. Была общественная баня в центре Брожи, которая работала на жидком топливе, здесь же находилась прачечная. А на машинном дворе бывшего совхоза имени Ленинского комсомола в доме механизатора были и душевая, и бассейн. Все это лет 20 назад развалилось, закрылось. Люди теперь моются в своих баньках, ходят к соседям.

Евгений Черкас, председатель Бортниковского сельисполкома:
– Где-то до 2000 года общественные бани работали у нас в Бортниках и Михалево, потом их закрыли из-за убыточности. На территории сельсовета есть порядка 500 частных бань, на машдворах и фермах для механизаторов и животноводов работают душевые. А еще четыре крупных населенных пунктов газифицированы, в домах есть вода, так что помыться сейчас не проблема. При нынешних условиях общественные бани просто не востребованы, по крайней мере, вопросов у населения по этому поводу нет.

Почему закрываются бани?

Главный экономист предприятия «Жилкомхоз» Бобруйского района Анжела Ляпичева:

– Причина закрытия сельских общественных бань в том, что все они убыточны и перестали быть социально значимой услугой. При себестоимости в 13 рублей билет в баню стоит всего 4 рубля. В 2016 году в банях района помылись 3 600 человек, убыточность составила 350 миллионов неденоминированных рублей. Миллионов 100 мы потратили на текущий ремонт бань в Туголице и Редком Роге. В поселках Глуша и Туголица бани работают два дня в неделю – по пятницам и воскресеньям, в Редком Роге – по субботам. В банях продаются сопутствующие товары – мыло, шампуни, а вот продажа веников не налажена.