Уволить нельзя оставить? Бобруйские руководители – о необходимости согласовывать увольнения работников с органами власти

3441
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА из архива «ВБ».
Во время рабочей поездки в Могилев 21 марта Президент Беларуси Александр Лукашенко запретил руководителям предприятий увольнять сотрудников без согласования с местными органами власти. С одной стороны, данное распоряжение направлено на защиту интересов работников, которые в условиях кризиса и оптимизации производства рискуют остаться на улице. С другой стороны, предприятия, чье экономическое положение оставляет желать лучшего, фактически должны содержать своих сотрудников, обеспечивая их зарплатой даже в тех случаях, когда прибыль отсутствует.

Что по этому поводу думают бобруйчане, которые отвечают за прием на работу и увольнение людей?

Жанна Бондаренко, начальник отдела кадров автопарка №2 бобруйского филиала ОАО «Могилевоблавтотранс»:

– Мы уже много лет работаем по такой схеме – никого не увольняем без уведомления управления по труду, занятости и социальной защите. Массовых сокращений у нас не было уже лет тринадцать, и сейчас никого увольнять не планируем.

Дмитрий Щелкунов, директор ОАО «Легпромразвитие»:

– В настоящее время мы процедуру увольнения сотрудников ни с кем не согласовываем, так как распоряжения такого не поступало. Но если говорить о рынке труда, то этот вопрос должен решаться рыночно – то есть, человек трудится, выполняет свои обязанности, зарабатывает деньги. Если он не трудится и не зарабатывает деньги, то стороны приходят к какому-то соглашению по поводу целесообразности такой работы. Я не совсем понимаю, какую функцию в регулировке этого вопроса будут играть органы власти. Рынок такие методы не принимает.

Ирина Сакун, директор такси «Омега»:

– Не думаю, что это нас коснется. У нас все стабильно, и увольнять никого мы не собираемся.

Михаил Леваков, председатель СПК «Гигант»:

– Мы живем в правовом поле, и оно регулируется Гражданским кодексом, Указами Президента, постановлениями Совета министров. Но есть моменты, когда работодатель просто не имеет права держать человека. Например, если тот напился и причинил ущерб. Если я беру на работу водителя или тракториста, а его остановил инспектор ГАИ, то, что, я должен ему сказать: работай без прав? Конечно, мы негласно без разрешения райисполкома уже не увольняем специалистов. Если должность сокращается, то стараемся перевести на другую работу, пойти навстречу.

Но если я знаю, что человек не хочет работать или же на него нельзя положиться, то разве я стану его держать на ответственной должности? Нет, конечно! Он нарушит технику безопасности, что приведет к летальному исходу, а отвечать буду я. Поэтому для нас самый главный вопрос – не вредить делу и не вредить здоровью человека. Подход должен быть по заповедям божьим, но, вместе с тем, работник не должен думать, что он, как трутень, будет греться, а мы будем на него смотреть и тапочки протирать.

Думаю, что распоряжение Президента разовьется в постановление. Надо будет согласовывать увольнения – согласуем. Но я думаю, что, наоборот, нужно не сокращать людей, а создавать новые рабочие места. Вот возьмите у нас – триста работников, а на территории СПК проживает полторы тысячи людей. Необязательно, чтобы они все работали у нас, но люди должны быть трудоустроены.

Эрика Биляцкая, директор ОАО «Мила»:

– В такой ситуации мы будем руководствоваться законодательством Республики Беларусь – если нужно, то вопрос станем согласовывать. Но если честно, то увольнения у нас не намечаются. Даже наоборот – предприятию не хватает таких специалистов, как парикмахеры и швеи. Постоянно подаем информацию о вакансиях в управление занятости и принимаем специалистов на работу. Так что, такой вопрос, как сокращение штата, у нас не стоит.