Бобруйские платные автостоянки полупустые. Их владельцы объясняют, почему

5070
Александр УДОДОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Найти вечером во дворе любой бобруйской многоэтажки свободное место для парковки​ машины проблематично. Из-за этого водители ставят свои авто где придется: на зеленой зоне, пешеходной дорожке, возле входов в подъезды. Это нередко приводит к конфликтам между пешеходами и водителями, соседями.

Платная стоянка на улице Розы Люксембург. Платная стоянка на улице Розы Люксембург.

На днях решил подъехать к автостоянке возле Бобруйского торгового центра на улице 50 лет ВЛКСМ, где несколько лет назад парковал свою машину и все места там были востребованы. Встретили меня закрытые на замок ворота и пустующая площадка для стоянки автомобилей.

– А они в прошлом месяце закрылись, – пояснил директор ОДО «ТисАвто» Александр Тетерин, автостоянка которого находится рядом, через забор. – Парковка у соседей была рассчитана на 120 машин, к нам же после ее закрытия перебрались только четыре автовладельца. Зато, посмотрите, что творится во дворах близлежащих домов – они забиты машинами. А где же службы, которые обязаны наводить порядок в городе – экологи, ГАИ? Во дворы инспекторы приезжают редко, вот автовладельцы и творят, что хотят.

Действительно, буквально рядом со стоянкой многоэтажки облеплены и легковушками, и микроавтобусами, даже грузовые машины стоят, и это в разгар дня.

«Еще полгода назад у нас парковалось 200 машин, сейчас – только 97»

Автостоянка на улице 50 лет ВЛКСМ, рядом с АЗС, открылась в 2003 году. Тогда охраняемые стоянки были очень востребованы – с машин часто снимали щетки, колеса, «чистили» салоны, поэтому желающие поставить авто под охрану даже стояли в очереди. А до этого на месте будущей стоянки был бросовый кусок земли, неудобица.

– Тут не было ничего, кроме бурьяна, – рассказывает Александр Тетерин. – Землю мы взяли в аренду. За свои деньги облагородили территорию, сделали проект, был заключен договор на строительство, вывозили землю и валуны, поставили забор и заасфальтировали площадку, сделали канализацию, построили КПП и туалет. Все это вылилось в большие деньги, кредиты брали в банках. Стоянка рассчитана на 220 мест. Раньше, еще полгода назад, на ней парковалось в среднем 200 машин, сейчас стоит 97 по месячным абонементам. Люди ставят свои авто во дворах, и в то же время стоянки закрываются – ситуация необъяснимая.

Платная стоянка на улице Розы Люксембург. Платная стоянка на улице Розы Люксембург.

Александр Владимирович, нет клиентов – нет выручки. Как же выживаете?

– Несколько лет мы не поднимали цены. Абонементная плата за легковой автомобиль у нас – 20 рублей в месяц, за микроавтобус – 23, прицеп – 19, за мотоцикл – 10 рублей. В штате – директор, бухгалтер и два сторожа, зарплата минимальная – 260 рублей.

Раньше мы, владельцы платных стоянок, были освобождены от уплаты налога на землю, а потом его ввели, и это подкосило. Налог просто бешеный – 400 рублей в квартал, не считая других выплат. В итоге, фактически ничего не имеем. Держимся за счет того, что у нас есть свой транспорт, занимаемся грузоперевозками. Если бы на стоянке стояло хотя бы 200 машин…

– Главная проблема в том, что власти не идут навстречу стояночникам, как будто специально загоняют машины во дворы, – считает Александр Тетерин. – В Минске коэффициент на землю падает, а у нас в городе растет. Там стоянки живут, а у нас умирают. Выход вижу в том, чтобы восстановить все, что было раньше. Большегрузный транспорт, микроавтобусы должны стоять только на стоянках. Все это должно контролировать ГАИ. Если дети играют во дворе, там не должны стоять легковые машины. Стоянка у нас стоит 60 копеек в сутки, не намного дороже, чем бутылка пива. И налог на землю нужно понизить обязательно.

Платная стоянка на улице Розы Люксембург. Платная стоянка на улице Розы Люксембург.

«Если так дальше будет продолжаться, стояночный бизнес умрет»

О сложной ситуации с платными стоянками рассказали и другие их владельцы.

Директор ЧУП «Омега-Эвро» Владимир Сакун:

– Наша стоянка на улице Розы Люксембург действует с 2001 года. Рассчитана она на 297 мест, а стоит на ней сейчас 40 машин, из которых 10 – наши, такси «Омега». Абонемент на легковую машину стоит 25 рублей в месяц, на фуру – 6 рублей в сутки. Работают на стоянке четыре сторожа, зарплата у которых – 120 рублей. Была большая проблема с уплатой налога на землю. Его взвинтили так, что приходилось платить до 1 700 долларов за квартал. Два года его платили, с другими стояночниками обращались по этому вопросу в горисполком. Оказывается, ошибались при начислении налога, но потом ошибку исправили и даже деньги возвратили, сейчас мы платим 400 рублей в квартал. А в целом прибыли от стоянки никакой, живем за счет доходов от такси и автомойки. Нет и нормальных подъездных путей к стоянке, а сами мы не в силах их сделать. Если дальше так пойдет, скоро придется закрываться.

Олег Бабаев, директор ОДО «Дионис»:

– Была у нас автостоянка в 5-м микрорайоне, но землю забрали. Отдали ее предприятию «Серволюкс», потом земля перепродавалась, но по-прежнему пустует, правда, ее, якобы, планируют задействовать для строительства жилого дома. Работает у нас стоянка в 6-м микрорайоне, на Сикорского. Она может вместить до 250 автомобилей, но заполнена только на 37 процентов. Абонемент на месяц – 27 рублей, парковка на сутки – 2 рубля. Некоторые бывшие клиенты говорят: готовы платить и больше, только не закрывайтесь. Движет людьми при отказе от стоянки, можно сказать, цепная реакция – все возле дома ставят машины, и я буду. Это как у курильщиков: один бросил окурок под ноги на улице, следом другой, а третий пока в урну его отправил… Стоянка не окупается, зимой работаем в убыток, если и дальше так будет продолжаться, то стояночный бизнес умрет.

Платная стоянка на улице Розы Люксембург. Платная стоянка на улице Розы Люксембург.

«Уповать на сознательность водителей не приходится»

Ситуацию с автостоянками в городе прокомментировал заместитель начальника управления ЖКХ горисполкома Николай Плех:

– На начало 2017 года в Бобруйске было 22 автомобильные стоянки на 2 845 мест, плюс более чем 20 тысяч автовладельцев могут ставить машины в своих гаражах (ГСК в городе свыше 30). Казалось бы, этих мест мало, учитывая более чем 70 тысяч автомобилей в городе. На анализ заполняемости стоянок показал, что она составляет 50-60, а некоторых – 15-20 процентов, особенно зимой. Можно сказать, водители обленились, они предпочитают ставить машины ближе к подъезду своего дома – загромождая проезды, уродуя газоны. А еще они перестали опасаться автопреступников, которые воровали из машин и даже угоняли их. С одной стороны, это хорошо – в стране порядок, эффективно работает милиция. С другой стороны, парковки во дворах приносят много неудобств, вредят экологии. Нет должной ответственности у водителей большегрузных автомобилей, которые оставляют свои фуры прямо на улицах, хотя должны парковать их на стоянках или на территориях своих предприятий.

Платные парковки из-за низкой наполняемости становятся нерентабельными. А вот разговоры о том, что они закрываются, не имеют оснований. Например, бывшие платные стоянки возле центральной и 7-й проходных ОАО «Белшина», возле ОАО «Бобруйскагромаш» выбыли из категории платных, но свои функции выполняют – водители ставят там свои машины бесплатно во время работы на предприятиях, а то и ночью.

Что касается возвращения автомобилей на безопасные платные стоянки, то для этого нужны более жесткие меры со стороны ГАИ, уповать на сознательность водителей не приходится. Перед администрациями районов давно была поставлена задача очистить дворы от неэксплуатируемых автомобилей. Эвакуатор БУКДДЭП периодически эвакуирует их на штрафстоянку, но нельзя назвать эту работу эффективной.