– Самолет – сложная машина, думаю, объяснять не стоит, а военный бомбардировщик – тем более. Очень часто можно слышать, что известна всего лишь предполагаемая причина возгорания двигателя, и это после многодневных скрупулезных проверок по факту возгорания. Вызвать пожар может даже птица, ненароком попавшая в двигатель. Но, пожалуй, не совру, если назову самой частой причиной возгорания авиационной техники неисправность электропроводки.
Каждый случай уникален. Где-то на техническом осмотре поломка видна невооруженным глазом – неисправность устраняют. А могло быть все в порядке, а при взлете потом закоротить.
А вообще, каждая примерно пятая авиационная авария заканчивается пожаром. Многие считают, что отказ двигателя самолета – самое страшное. Нет, куда страшнее пожар в самолете, и не важно, что загорелось: сам двигатель или внутри салона. Ведь возможен взрыв.
Катапультируются летчики только в самых экстренных случаях: здесь большая ответственность лежит и на самом пилоте. Очень важно объективно оценить ситуацию: ведь самолет после катапультирования пилота останется полностью неуправляемым. Летчику нужно убедиться, что он принял все меры, чтобы самолет нанес наименьший ущерб близлежащим населенным пунктам.
А вот с тем, что возгорание произошло, якобы, из-за старой авиационной техники в Беларуси, не согласен полностью. Пусть в основном наша техника и представлена в большинстве своем разработками еще советских времен, тот же МиГ-29, но она полностью соответствует современным стандартам и требованиям. Да, и есть и более «свежие» модели, например, учебно-боевые российские самолеты ЯК-130, в конце ноября прошлого года еще четыре новеньких таких самолета прибыли в Лиду. Или вот в Барановичи в июне прошлого года прилетали новейшие бомбардировщики СУ-34.
Не скажу, что сейчас самолеты падают чаще, чем раньше. И тогда падали, и сейчас. Думаю, это неизбежно. И хорошо, когда обходится без жертв. Жаль, что так бывает не всегда. Для меня самый яркий случай из прошлого – это катастрофа в мае 1996 года, которая случилась под Барановичами. Тогда погиб подполковник Владимир Карват, выполнявший учебно-тренировочный полет на СУ-27. Системы управления отказали в результате пожара, как оказалось потом – горел хвостовой обтекатель. Владимир Карват тогда не катапультировался, потому что понимал, что у самолета по курсу должны быть жилые постройки, он не хотел допустить падения на деревню и до последнего пытался увести самолет на безопасное расстояние. Я сам в то время служил на авиабазе в Барановичах…