Шестидневка, профильные классы... Что еще? В Бобруйсе обсудили проект нового Кодекса об образовании

3075
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Дениса СУДНИКА.
В Беларуси начались общественные слушания законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции, который будет вынесен на парламентские слушания осенью 2017 года. Свои пожелания относительно документа 22 февраля смогли высказать бобруйские педагоги на встрече с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Бобруйско-Ленинскому округу Ириной Рынейской.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

Общественные слушания прошли на базе гимназии №3 и начались с того, что Ирина Николаевна вкратце рассказала об изменениях, которые предусматривает новая редакция Кодекса. Больше всего поправок внесено в разделы, касающиеся функционирования школьных и детских дошкольных учреждений.

Так, после вступления силу (это произойдет не раньше 2018 года) ясли-сады станут обычными детскими садами. И тут же возникает вопрос: а с которого возраста родители смогут отдавать в них детей?

– Возрастные нормы формирования групп останутся прежними, – заверила Ирина Рынейская и отметила, что неверная трактовка некоторых поправок в Кодекс уже вызвала общественный резонанс.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

Это, к примеру, касается возможности приема детей в первый класс с 5 лет, что воспринимается и педагогами, и родителями как руководство к действию. На самом деле эта норма не является обязательной, а решение о том, стоит ли отдавать ребенка в школу пятилетним, решают родители. Правда, до сих пор не ясно, кто должен определять, готов ли такой малыш к школьным нагрузка, сможет ли он наравне с 6-7-летними детьми усваивать программу первого класса. Бобруйские педагоги высказались против такого новшества.

– За садик нужно платить деньги, а за школу – нет! – так объясняют директора школ желание некоторых родителей поскорее отдать детей в первый класс.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

– Школа не может заменить семью, – согласилась с этим утверждением Ирина Рынейская и добавила, что педагоги по-прежнему несут ответственность за воспитание и поведение детей в стенах учебных заведений, но при этом не должны становиться для них няньками.

Еще одно новшество касается комплектации школьных классов, где, согласно новой редакции Кодекса об образовании, может обучаться до 30 человек. Понятно, что введение этой нормы обусловлено экономией бюджетных средств, однако увеличивает нагрузку на педагогов и при этом не самым лучшим образом скажется на качестве усвоения материала самими школьниками.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

Комментируя ситуацию, Ирина Рынейская попросила обратить внимание на предлог «до». То есть, 30 человек в классе – это предельно допустимое количество, их может быть и 20 и 25, тут уж как решит администрация учебного заведения.

Множество вопросов вызывает и введение системы инклюзивного образования, которое подразумевает совместное обучение обычных школьников и детей с ограниченными возможностями. Если раньше существовали интегрированные классы, в которых дети с различными отклонениями должны были подстраиваться под школьные требования, то теперь учебным заведениям необходимо подстраиваться под таких детей. При этом сами родители определяют, в какой школе должен учиться их ребенок с ограниченными возможностями – в обычной или специализированной. Норма заложена в новой редакции Кодекса, а вот механизмов ее реализации пока нет. Кроме того, бобруйские педагоги опасаются, что инклюзивное образование приведет к закрытию специализированных школ, чего делать, по их мнению, ни в коем случае нельзя.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

Не менее больной вопрос – шестой школьный день, который необходимо посвятить факультативным занятиям. Ирина Рынейскя обратила внимание на то, что суббота не является учебным днем. Но при этом факультативы и дополнительные занятия в этот день могут проводиться, равно как и всевозможные школьные мероприятия. Депутат Палаты представителей выразила недоумение по поводу споров вокруг шестидневки, которая фактически существует уже не первый год.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.

Повышенная нагрузка на педагогов, которые и вне школы должны контролировать учащихся, особенности работы профильных классов и обучения в гимназиях – вопросов у бобруйских педагогов возникло немало. Некоторые из них, как, к примеру, проблема комплексного подхода в обучении воспитанников гимназии-колледжа искусств, требует решения на государственном уровне.

Свои пожелания и мнения по поводу новой редакции Кодекса бобруйчане могут направить в управление образования, спорта и туризма или же оставить на официальном сайте Министерства образования до 1 марта.

Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции. Бобруйские педагоги на обсуждении законопроекта Кодекса об образовании в новой редакции.