Звонок известного футбольного специалиста, члена экспертной комиссии судейского комитета Ассоциации Белорусской федерации футбола, признаться, вызвал рой мыслей, главной среди которых пульсировал возможный разговор о путях выхода из кризиса нашей многострадальной футбольной «Белшины». Однако уже через минуту выяснилось, что Владимир Васильевич настроился на волну воспоминаний. Не послушать их – было бы непростительным упущением для любителя и исследователя истории Бобруйска. И я отправился на встречу, которая, как и футбол, должна была состояться в любую погоду.
Судью «на мыло», автобус в ремонт
– С удовольствием читаю газету «Вечерний Бобруйск». Недавно ознакомился и с материалом Александра Мазуренко о конфликтных ситуациях в нашем городе конца 1950-х – начала 1960-х годов. Привлек внимание описанный случай на стадионе «Спартак», когда после проигрыша нашей футбольной команды судья матча покидал поле под охраной милиции, а в автобусе, увозившем соперников, были разбиты стекла.
– Вы были на той игре?
– Сам я на той игре не был. Но мне о ней рассказывали известные в Бобруйске футбольные тренеры Григорий Михлин и Геннадий Штейнбук. В 1961 году к командам из областных белорусских городов, выступавшим в классе «Б», вместо минского «Урожая» присоединилась команда СКА (Бобруйск). Естественно, все матчи между ними проходили в упорной и бескомпромиссной борьбе, особенно при переполненных болельщиками трибунах. Не стала исключением и та встреча с командой «Красное знамя» из Витебска. Судья в поле действительно допустил несколько ошибок, которые, на взгляд поклонников СКА, повлияли на исход матча не в пользу бобруйчан. Возмущенные этим зрители после финального свистка ринулись на футбольный газон. Покидать его рефери был вынужден под эскортом милиционеров. В эмоциональном порыве наиболее рьяные болельщики повредили окна и фары автобуса гостей… Конфликтом, произошедшим на «Спартаке», занимались федерации футбола Белоруссии и РСФСР, так как класс «Б» находился под эгидой российской федерации во всесоюзном первенстве по футболу.
– Вы знали арбитра, не понравившегося бобруйчанам?
– Позднее я не раз общался, разговаривал с минским футбольным судьей Виктором Ковалевым, работавшем на том злополучном матче. Позднее он стал судьей всесоюзной категории, обслуживал ответственные матчи, но встречаясь на различных сборах, коллеги еще долго вспоминали ему, как он уносил ноги из Бобруйска. Надо заметить, что Виктор так и не признал допущенных тогда ошибок.
– Какова была дальнейшая судьба армейцев из футбольного клуба?
Наша команда СКА, между тем, заняв предпоследнее место в турнирной таблице из 16 строчек, покинула класс «Б», тогда как витебское «Красное знамя» обосновалось в середине на восьмом месте. Бобруйчане победили лишь в 6 играх при 9 ничьих и 15 поражениях, забив 26 и пропустив 46 голов. С 1962 года команда СКА (Бобруйск) прекратила свое существование, уступив место СКА (Минск), куда даже перешла часть игроков из нашего клуба. Конечно, не конфликт на «Спартаке», а неудачное выступление в чемпионате было тому причиной.
Счет 2:1, но все голы забили бобруйчане
– Зато ровно через десять лет после печально нашумевшей игры на нашем «Спартаке» состоялся другой памятный матч. В традиционно отмечаемый День физкультурника в гости к бобруйчанам приехала сборная ветеранов футбола Советского Союза, чтобы встретиться на поле с уже заявившей о себе в нашей республике бобруйской футбольной дружиной «Строитель». Правда, и тот летний день не обошелся без инцидента, не помешавшего, к счастью, проведению игры.
– С этого места, пожалуйста, подробнее, Владимир Васильевич.
– Дело в том, что я судил в поле тот матч. И буквально за несколько минут до его начала случилось так, что под тяжестью болельщиков, переполнявших стадион, рухнула левая часть деревянных трибун нашего старого доброго «Спартака». К счастью, большинство зрителей не пострадали, был зафиксирован перелом руки лишь у одного человека. Но и это поставило под угрозу встречу, которую бобруйчане очень ждали. После консультаций и небольшого совещания решили все-таки начать игру.
– Кто входил тогда в сборную ветеранов футбола СССР?
– Поистине легендарные игроки: и Алексей Хомич, и Виктор Царев, и другие.
– Ну, а наши – кто играл за наших, как?
– Я бы отнес этот матч к разряду курьезных. Он закончился со счетом 2:1 в нашу пользу, но все мячи были забиты в ворота бобруйчанами. Сначала они воткнули гол в свои, а затем дважды поразили рамку сборной. Запомнил в том составе Виктора Попова, Евгения Рыжковича. А один гол самому Хомичу забил наш тогда 18-летний Александр Прокопенко.
– Возможно, тот матч дал путевку Саше в большой футбол, где он стал легендарным Прокопом?
– Можно сказать и так. Действительно, после той игры на его трудолюбие в «Строителе» обратили внимание, и в 1972 году Александра пригласили в минское «Динамо». Это был уникальный случай, когда без всякой обкатки в дубле футболист стал играть в основном составе.
– Хотелось бы, конечно, продолжить тему неповторимого Прокопа, но это, как говорится, уже другая история.
– С удовольствием в другой раз расскажу об Александре.