Передо мной хрупкая, миловидная 22-летняя девушка со скромной улыбкой, от которой становится светлей. А вот жизнь Ане отнюдь не всегда улыбалась. Очень рано – в 17 лет – девушка осталась без мамы: онкология… С отцом отношения не складывались, Аня с ним практически не общается с тех пор как тот обзавелся новой семьей.
Ввиду сложного материального положения после ухода мамы она не смогла продолжить учебу в Белорусской государственной академии искусств, хотя очень хотела этого. Но платить приходилось не только за обучение, но и за жилье, да и кормиться как-то.
Вернувшись из Минска в родной Солигорск, Аня однажды гуляла с другом по городу, и тот предложил: «Давай кофе попьем». В кофейне она увидела объявление о приеме на работу. Не раздумывая, пошла. От новой работы ее стали направлять на различные фестивали – поить гостей и участников вкусными чаем и кофе. Так Аня в 2014 году оказалась на байк-фесте «Схватка» в Бобруйске, где и познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием. А потом и в Бобруйск переехала…
Визитка
Кофейня «Точка кипения»: ул. Советская, 95.
«Точка кипения» ВконтактеУНП 791038076
В то время в городе на Березине кофеен было – не то, что сейчас – как грибов после дождя.
– Мы с Димой подумали: а почему бы не попробовать открыть свою кофейню? – говорит Аня. – Пока занималась бумажными вопросами, появилась первая бобруйская кофейня – «КофеЭра». Это меня здорово подстегнуло: «О, и здесь начинают шевелиться!» Считаю, что это достойные конкуренты.
– Дело в том, что мама не оставила меня без ничего, – предвосхищает Аня мой вопрос насчет первоначального капитала. – У меня была 2-хкомнатная квартира в Солигорске. Мы посмотрели разницу в цене на жилье в обоих городах – она оказалась существенной. Солигорск считается городом богатых шахтеров, а потому и квартиры там дороже. Я продала квартиру там и купила «двушку» здесь. А разницу вложила в бизнес…
Кроме кофе, решили специализироваться и на чае. И вот у кофейни появились постоянные посетители.
– В основном это молодые люди, которые приходят и располагаются здесь – на диванчике или у барной стойки. Иногда очень интересно у нас вечера проходят: общаемся, обсуждаем разные темы.
При этом ни у Анны, ни у ее главного помощника – мужа нет специального «кофейно-чайного» образования. Дмитрий работает столяром в частной фирме, собирает двери из массива. А в кофейне трудится уже по выходным, вместо жены.
– Как только появится возможность, я с удовольствием поезжу на семинары, поучусь у известных мастеров, – мечтает Аня. – В Минске есть курсы бариста. Они достаточно дорогостоящие. Учебы – несколько часов, но, я считаю, оно того не стоит. Варить кофе можно научиться за две недели, а совершенствовать свои навыки и умения – всю оставшуюся жизнь. Наличие сертификата – это еще не показатель.
И тем не менее, конкуренция, которая сегодня есть в этом деле в Бобруйске, не дает застаиваться.
– Но пока все какие-то однотипные, в том числе – и мы, – рассуждает директор кофейни «Точка кипения». – Нам всем еще предстоит учиться и набираться опыта… Кофейная культура у нас пока в зачаточном состоянии.
Аня приводит пример: многие посетители не понимают, почему некоторые виды кофе имеют кисловатый вкус. Приходится объяснять, что кофе – это ягода двух видов: арабика дает кислинку, а робуста – горчинку…
А еще для клиентов немаловажен вопрос цены. Почему кофе стоит так дорого? Цена, объясняет Аня, зависит от качества продукта, а от него – и вкус кофе. И если, предположим, владелец кофейни решит удешевить свой кофе, сэкономив на качестве сырья, то есть риск в итоге потерять завсегдатаев.
Чтобы успешно конкурировать, нужно не только делать хороший продукт, считает Аня, но и уметь создавать атмосферу, чтобы людям было уютно и хотелось сюда вернуться. Как творческий человек (ведь недаром училась в академии искусств на отделении «Бытовой дизайн»!), дизайну помещения кофейни она уделила особое внимание. Муж сделал сам практически всю мебель, кроме дивана, и большинство картин на стенах кофейни – его авторства, часть – ее. Анна признается, что есть у нее мечта: привлечь местных художников и сделать в «Точке кипения» что-то вроде небольшой галереи: выставлять работы молодых.
А еще в планах у супругов – задействовать пустующий пока еще зал, чтобы можно было прийти и посидеть компанией. А еще – проводить настоящие китайские чайные церемонии. И организовывать на базе кофейни интересные лекции, акустические концерты, в общем, различные мероприятия, ориентированные на молодежь… Конечно, для осуществления всех планов нужно первым делом выйти на безубыточную работу. Пока же получается «небольшой минус».
– Тяжело пока все это тянуть, – вырывается у Ани. – Посоветовала ли бы другим сейчас начинать свой бизнес?Я думаю, не нужно бояться и не надо ни о чем сожалеть. В любом случае это будет хороший опыт, даже если только для себя. Должен быть четкий план действий, как оптимистичный, так и пессимистичный. Необходим начальный капитал и что-то на «черный день», какая-то страховка – обязательно! И ни в коем случае не залазить в кредиты.
У «Точки кипения» выгодное месторасположение. Конечно, это влечет за собой высокую арендную плату – около 500 долларов в месяц. «Коммуналка», особенно зимой – еще почти 300 долларов. Но Анна считает, что в кофейном бизнесе есть три главных правила – это место, место и еще раз место!
Напоследок задаю своей собеседнице вопрос, который все коренные бобруйчане частенько задают приезжим: «Что изменилось в восприятии Бобруйска с той поры, как переехали сюда?»
– Ничего, – отвечает Анна. – Очень нравится архитектура города – старые дома. Солигорск ведь – город молодой, только новые коробки, никакой душевности. А сюда приезжаешь, сразу чувствуешь дух старины… Люди отличаются, тоже более душевные. В Солигорске люди испорчены богатством, у них другие ценности. Еще одна особенность Бобруйска, которую я подметила – это необычные имена. Среди моих друзей, к примеру, есть Валдис и Эмиль… Удивительно!
Досье
Анна Горохова, владелец и директор кофейни «Точка кипения».
Родилась в 1994 году в Солигорске.
Окончила среднюю школу, один курс Гомельского государственного технического университета им. П. Сухого по специальности «Экономист-маркетолог», училась в Минске в Белорусской государственной академии искусств по специальности «Искусствоведение».
Работала в кофейне в Солигорске, с 2016 года – в «Точке кипения» в Бобруйске.
Признается, что день может позволить себе лишь одну чашечку кофе, максимум – две, иначе от кофеина вечером ее начинает трясти. Всем напиткам предпочитает капучино и зеленые чаи.
Анна Горохова в интерьере «Точки кипения».
К делу прилагается
С чего все начиналось?
– С вопроса «С чего мне начать?». С консультации юриста… Именно он мне подсказал, что бобруйский Центр занятости дает субсидии молодым предпринимателям. Я туда пошла, все разузнала. Нас собрали в учебную группу, провели легкое обучение, мы написали бизнес-планы, оформили документы, получили субсидии. Все хорошо, но субсидии дают очень маленькие. На тот момент это составляло 18 с небольшим миллионов (меньше 1 000 долларов). Она безвозмездная, но ты должен предоставить полный отчет, на что она потрачена. Если за полгода не сумел организовать предпринимательскую деятельность, то, будь добр, все верни, даже – с процентами! На самом деле, пришлось побегать по городу, преодолеть много проблем.
Хотелось все бросить?
– Конечно! Но муж поддержал, не дал сорваться. Спасибо ему большое за это! Потому что начинающему предпринимателю без поддержки очень тяжело.
Кому хотели бы передать свое дело?
– Конечно, детям, если они будут! Хочется, чтобы это был семейный бизнес. А там – как получится…