«Считаю, что такими способами действуют только мошенники...»
– В ноябре мне на домашний телефон позвонила женщина и сказала: «Сегодня представители нашей организации проверяют состояние окон в вашем подъезде. Не волнуйтесь, это все бесплатно», - рассказывает Ирина Савельевна. - Вскорости раздался звонок в дверь, вошли двое мужчин. Осмотрели два пластиковых окна в зале и на кухне, которые я не так давно установила. Говорят: «Нужно пропенить, а то начнется сырость. И ручку поменять, потому что эта работает не туго». Я согласилась. Все, что они сделали, установили новую ручку. Между делом за жизнь разговорились. Они мне дали подписать какие-то бумаги. Я их толком и не читала. Сказали внести сразу 10 рублей предоплаты (новыми деньгами), а остальное предложили отдать с пенсии. Когда они ушли, я начала читать договор. Исходя из него, они мне оказали целых три услуги, за которые я всего должна уплатить 47 рублей!
Дня через два ко мне зашел знакомый мужчина, я ему обо всем рассказала. Он посмотрел на мои окна, на договор, и сказал, что меня просто обманули. Я пошла искать фирму – ее адрес и название значились в договоре. Нашла в районе центрального рынка. Говорю директору: «Что ж вы меня обдурили?». Он вызвал тех двоих работников и спросил, все ли они сделали, как положено. Те подтвердили, что да. Главный пообещал заехать ко мне через 40 минут и лично все проверить. Я, как добрый дурень, поехала домой и стала ждать. Ждала час, два, три, а потом решила идти в горисполком просить помощи. Меня направили в кабинет №609 к специалисту по защите потребителей. Я написала заявление с просьбой провести проверку. Через две недели получила ответ, где сказано, что представители фирмы в общем-то закон не нарушили. Между мной и предприятием был заключен договор на выполнение ремонтно-профилактических работ, и все пункты договора были мне разъяснены. И я добровольно подписала договор и акт сдачи-приемки работ. Для дальнейшего разбирательства мне было предложено обратиться в суд.
11 декабря я должна была отдать оставшиеся деньги с пенсии, но не отдала. После вмешательства горисполкома директор фирмы приехал-таки ко мне, своей рукой в договоре исправил сумму: остаток с 37 рублей уменьшился до 10 рублей. Но я и эти деньги из принципа платить не буду. Если придется, готова обращаться в любые инстанции. Считаю, что такими способами действуют только мошенники...
Акт к договору о якобы выполненной работе
«С точки зрения законодательства мошенниками назвать такие фирмы нельзя»
Ситуацию комментирует главный специалист, уполномоченный по защите прав потребителей управления торговли и услуг горисполкома Наталья Петухова:
– На волне кризиса стали появляться фирмы, которые представляются оконными компаниями и навязчиво предлагают обслужить ваши окна. Предлог для этого может быть разный: подготовка дома к зиме, плановая проверка окон, сезонная проверка и т.п. При этом зачастую граждан вводят в заблуждение, утверждая, что обслуживание окон будет произведено бесплатно. По факту оказывается, что бесплатно окно могут только осмотреть, а мелкий ремонт перетекает в большие суммы расходов. Тактика такого «бизнеса» порой агрессивна. Но, с точки зрения законодательства, мошенниками назвать такие фирмы нельзя, их деятельность не запрещена законом.
Управление торговли и услуг Бобруйского горисполкома рекомендует гражданам очень осторожно относиться к предложениям, поступающим от сторонних лиц о предоставлении услуг.
Согласно ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.
Если вам набрали по телефону и пробуют убедить провести процедуру обследования окон, стоит настойчиво спросить наименование организации, кто директор, адрес фирмы, поинтересуйтесь, какие конкретно услуги будут оказываться. И тщательно подумайте, стоит ли вам соглашаться на эту услугу. Ведь вы ничего не должны, и можете смело отказаться от услуги прямо на этапе разговора.
Если же «мастер» оконной компании к вам уже пришел, обязательно проверьте его документы. И даже если документы есть, подумайте, стоит ли впускать этого человека в дом. Ведь под видом специалиста оконной компании к вам может прийти настоящий мошенник.
При заключении договора подряда на услугу тщательно ознакомьтесь с условиями договора, изучите каждый пункт, ознакомьтесь с прейскурантом на услуги. Хорошо обдумайте целесообразность и необходимость заключения договора.
Если у вас действительно возникли какие-либо проблемы со стеклопакетами, то стоит обратиться конкретно в ту компанию, которая вам эти окна устанавливала. Думаю, быстро и недорого ее сотрудники избавят ваши окна от всех неисправностей.
«Человеку, не посвященному во все тонкости установки стеклопакета, придраться не к чему»
Историй бобруйчан, которые уже столкнулись с данной услугой, наберется много. Как правило, все начинается со звонка.
Например, в начале сентября 2016 года Екатерине позвонили на городской телефон и предложили осмотреть окна ПВХ. Из-за того, что одна оконная ручка плохо закрывалась, девушка на визит специалистов согласилась, даже не уточнив название фирмы. По словам девушки, когда пришли мастера, то они озвучили, что проблем с окнами много, их услуги обойдутся около 250 руб.
– Естественно, я отказалась, – рассказывает Екатерина.
В октябре того же года знакомая девушка бобруйчанина Евгения также успела пообщаться с неизвестными мастерами. По словам Евгения, его знакомой просто позвонили в дверь, а затем предложили заключить договор на обслуживание окон ПВХ на год, стоимость услуги - около 280 рублей. Когда сотруднику фирмы по обслуживанию окон было предложено выполнить разовую работу сразу, то он отказался, сказав, что регулировка окон будет выполнена позже, но сроков не озвучил. А когда же у специалиста спросили, где их фирму искать через год или два, то он просто пожал плечами.
В ноябре специалист по обслуживанию окон ПВХ заглянул в квартиру к Геннадию. Дверь мастеру открыла мать молодого мужчины, а сам Геннадий вышел только тогда, когда услышал предмет разговора, потому что сам одно время занимался установкой окон, в том числе и в своей квартире. Название фирмы, специализирующейся на обслуживании окон, Геннадий не расслышал, а потом уже и не переспрашивал. По его словам, специалист предложил осмотреть окна, а после проверки сказал, что обычные уплотнительные резинки быстро могут выйти из строя, также отметил необходимость просиликонить промежуток между окном и подоконником.
– Если окно установлено правильно, то влага оттуда не проявляется и силиконить не надо, – поясняет Геннадий.
Также специалист интересовался, каким составом обрабатывались наружные откосы, и отметил, что у него есть хорошее, проверенное средство.
– Человеку, не посвященному во все тонкости установки стеклопакета, придраться не к чему – работу мастер пытается выполнить хорошо, – говорит Геннадий…
Если будут звонить с фирмы, скажите, что вы отказались от обслуживания, уходя, попросил специалист.
В конце декабря Людмиле с тем же предложением, позвонили на городской телефон вечером. Выслушав сотрудника фирмы по обслуживанию окон, женщина сказала, что ей надо посоветоваться с мужем, а после разговора она сама им перезвонит. По словам Людмилы, специалист на том конце провода ответил, что она дозвониться не сможет, входящие звонки не принимаются.
Месяц – на освоение ключевых навыков
Объявление, что фирма «Юнит Альянс» набирает менеджеров по продажам, Павел увидел в интернете. Фирма специализируется на ремонте пластиковых окон. Молодой человек связался с работодателем, и ему было предложено прийти на семинар, где обещали обучить всем премудростям будущей профессии. На занятиях, которые рассчитаны на месяц, стажер учится продавать услугу по обслуживанию окон ПВХ с более опытным коллегой. По словам Павла, в обязанности специалиста входит ярко рассказать об услугах и акциях, которые действуют в компании, затем заключить договор и направиться к следующему клиенту. Дальнейшая схема Павлу не известна – молодой человек отстажировался всего один день, и то в стенах фирмы на улице 50 лет ВЛКСМ. Правда, стоит отметить, что уже в первый день на семинаре рассказывали об устройстве и качестве стеклопакетов, так же, как и о зарплате, которая будет насчитана исходя из количества заключенных договоров за месяц, адресами клиентов снабжает работодатель. По словам Павла, он не остался практиковаться дальше из-за необходимости навязывать людям дополнительные услуги. Стоимость основного пакета - около 250 рублей.
Так ли вам необходима дорогая фурнитура?
Дмитрий, бывший менеджер по продажам одной из организаций по обслуживанию стеклопакетов, поделился принципом работы. По словам Дмитрия, в его организации была строгая иерархия: менеджеры высшего, среднего и низшего звена, сеньор менеджер и руководитель отдела, а также колл-центр. Сотрудники центра обзванивают по справочнику организации и физических лиц. Если последние соглашаются на визит специалиста, то дальше работает менеджер по продажам. Он приезжаем к клиенту, узнает его потребности, навязывает дополнительную услугу, далее приезжают мастера и выполняют все работы. Из-за того, что процент от продаж маленький, менеджеры идут на некоторые хитрости, например, установить ручку курильщика, заменить жалюзи или обычную фурнитуру на дорогостоящую.
На самом деле – все законно!
В милиции о таких звонках знают, но в мошенничестве такие фирмы обвинить нельзя. По словам старшего инспектора группы информации и общественных связей УВД Бобруйского горисполкома Татьяны Горбанюк, в действиях сотрудников таких фирм нет состава преступления. Люди добровольно соглашаются на обслуживание окон и подписывают договор. Для того, чтобы обезопасить себя от лишних, а порой и ненужных трат, в милиции рекомендуют не соглашаться на осмотр стеклопакетов и не подписывать никаких документов.