– 5 апреля 2016 года мы заказали моей маме – Кулевой Инне Ивановне –кухню в ЧУП «АртФэшнКомапни», – рассказывает Наталья Николаевна. – Стоимость заказа составила сумму, эквивалентную 1985 долларов США, из которых мной внесена предоплата в размере 1 500 долларов США по курсу. Передача денег осуществлялась прямо на дому из рук в руки, это зафиксировала камера видеонаблюдения. Согласно договору, крайний срок окончания работ был определен 29 июня 2016 года. Хотя изготовитель сказал, что заказов сейчас немного, и он все сделает значительно раньше. Потому на 45-ый день я уже начала беспокоиться и позвонила на фирму. Мне сказали перезвонить через 10-12 дней, через 10 дней сказали то же самое. И в самый крайний срок – 29 июня – мебель нам не привезли. Я позвонила на фирму с претензиями, мне ответили, что готовы расторгнуть договор и вернуть деньги. На следующий день я пришла в офис на улице Московской, как договаривались. Но директора фирмы так и не дождалась. После этого я обратилась в ОБЭП. Была проведена проверка, исполнителю дали срок для добровольного возврата денег. До конца октября он мне вернул 100 рублей «новыми», и на этом все. Я обращалась в прокуратуру, в СК, мне сказали, что в действиях изготовителя нет состава преступления, и возбудить уголовное дело в отношении его нельзя. Мол, долг есть, но возможности погасить его нет, и человек сам признает свою вину. Через исполком я обратилась в суд. Говорят, мы далеко не первые, кто «попался на удочку» этого изготовителя мебели. Суд состоялся 12 декабря, мы его выиграли. Но денег я до сих пор не получила. Говорят, что на счету этого ЧУП их просто нет. Очень хотела рассказать эту историю бобруйчанам, чтобы другие не попадали в такие неприятные ситуации.
Судья суда Бобруйского района и г. Бобруйска Елена Манкевич подтвердила, что 8 ноября 2016 года действительно поступило исковое заявление от Бобруйского городского исполнительного комитета в интересах Кулевой Нины Ивановны к ЧУП «АртФэшнКомпани» о защите прав потребителей. Предметом спора явилось нарушение обязательств ЧУП по исполнению договора, заключённого с Кулевой на изготовление мебели, а именно – кухонного гарнитура. Суд состоялся 12 декабря. Решено взыскать с ответчика внесенную денежную сумму 2 950,0 руб., неустойку в размере 3 960.0 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000,0 руб., а также штраф в местный бюджет в размере ста процентов стоимости иска на день вынесения решения суда.
По словам Елены Манкевич, это не первое обращение потребителей в суд с исками в отношении ЧУП «АртФэшнКомпани», за последние годы было подано 6 исков от бобруйчан, обиженных этим предприятием.
Всего за 12 месяцев 2016 года судом Бобруйского района и г. Бобруйска рассмотрено 62 гражданских дела о защите прав потребителей. Из них с удовлетворением иска – 30 дел, в иске отказано по 10 делам, прекращено 20 дел в связи с заключением мирового соглашения, оставлено без рассмотрения 2 дела.
Потребитель суд выиграл. Но что дальше? Ситуацию комментирует заместитель начальника отдела принудительного исполнения Бобруйского района и г. Бобруйска Оксана Коцур.
– Что в таких случаях могут предпринять судебные исполнители?
– Мы проверяем наличие расчётных счетов организации, наличие денежных средств на них, принадлежавшее должнику имущество. Связаться с учредителем данного предприятия не удается – телефон его отключен, почтовая корреспонденция, отправленная по его адресу в Бобруйске, возвращается за не востребованием. Сама организация по своему юридическому адресу в Бобруйске не находится. Объявить в розыск учредителя я не уполномочена. И даже если он найдется, все не так просто.
В соответствии с пунктом 4 статьи 114 гражданского кодекса РБ собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 52 настоящего Кодекса. То есть, ЧУП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но к имуществу ЧУП относится лишь то имущество, которое находится на его балансе.
Также мы не имеем права применить к учредителю ограничительные меры в виде запрета на выезд, или ограничения права управления транспортными средствами. Что касается ИП, такие возможности есть, а ЧУП – нет. Так что ничего пока сделать невозможно. Никакого желания идти на контакт, погашать свои долги со стороны учредителя фирмы не наблюдается.
У нас на исполнении сейчас находится 19 исполнительных производств в отношении этого ЧУП на общую сумму около 50 тысяч рублей (это и в доход физических лиц, и в доход государства). Ранее учредитель этой фирмы работал как ИП, на него также подавались иски в суд.
– Что делать потребителю, оказавшемуся в такой ситуации?
– Остается только ждать. Либо всем пострадавшим от действий учредителя данного ЧУП можно скооперироваться и обратиться в милицию. При определённой сумме задолженности в отношении нерадивого изготовителя мебели может быть возбуждено уголовное дело по статье 209-4 УК РБ «Мошенничество, совершенное в особо крупном размере». В этом случае рычаги воздействия на него увеличатся.
Как не попасть впросак?
Рекомендации дает главный специалист, уполномоченный по защите прав потребителей управления торговли и услуг горисполкома Наталья Петухова:
– Первым делом убедитесь, что у лица, предлагающего услуги, имеется свидетельство о государственной регистрации и разрешение на оказываемый вид деятельности. Выясните, ИП или предприятие сами являются производителем, либо выполняет посреднические услуги. У потребителя всегда есть выбор. В нашем городе полно фирм, оказывающих услуги по изготовлению мебели. Не доверяйте сомнительным предпринимателям и организациям. Присмотритесь к человеку, почитайте отзывы на форумах, наведите справки у других заказчиков.
Внимательно читайте договор! Учтите, что типового договора в данной ситуации не существует, пункты в нем составляются на основании договоренности и согласия обеих сторон. Оговорите в документе все до мельчайших деталей (срок выполнения работ, их стоимость, ответственность изготовителя за несвоевременное и некачественное выполнение работ, размеры, цвет, комплектующие мебели и пр. Важный момент – предоплата, которую вам предлагают внести. Если это небольшая часть суммы (10-25% от стоимости заказа), значит у изготовителя имеется оборотный капитал, и он может вызывать доверие. Если же он требует внести более 50% стоимости заказа, это должно насторожить.
Начинать «бить тревогу» стоит в первый же день просрочки исполнения заказа. Если в договоре указан срок 60 рабочих дней, и он не выдерживается, то уже на 61-ый день начинайте действовать. Для начала позвоните исполнителю заказа, и поговорите с ним. Тут уже идет нарушение прав потребителей, и вы имеете право диктовать свои условия: требовать расторжения договора и возврата денег либо уплаты неустойки за несоблюдение условий договора, либо назначать новые сроки. Если исполнитель не идет навстречу, потребитель может обратиться к нам. Мы пытаемся урегулировать спор досудебно, в добровольно порядке. Либо можно обратиться напрямую в суд, мы не являемся обязательным звеном.