Детям-курам строго-настрого запрещено заходить в дома односельчан, поэтому колядки они поют прямо на улице. Наряженные в длинные юбки и яркие платки, девочки, а также мехоноша Миша, желают соседям здоровья, хорошего урожая и получают заслуженные подарки в виде конфет и чипсов. Обойдя несколько домов, дети набирают солидный пакет с подарками, но на достигнутом останавливаться явно не собираются. Ведь возможность поколядовать выпадает лишь раз в году, да и то не для всех. В обряде, который был восстановлен по крупицам в 2012 году, принимают участие подростки.
– У нас есть девушка, которая раньше ходила с курами, а теперь выросла и колядует с цыганами, – рассказывает директор Вирковского дома культуры Жанна Васькова.
По ее словам, старожилы Виркова еще помнят те времена, когда обряды «Куры» и «Цыгане» были обязательным атрибутом святок. Именно по их воспоминаниями были восстановлены слова обрядовых песен и костюмы участников колядок.
– В соседних деревнях, к примеру, платки по-другому завязывают, – отмечает Жанна Васькова. – Обматывают вокруг шеи или же накидывают на плечи. Но в любом случае одеваться надо красиво, это же праздник!
Взрослые тем временем перевоплощаются в цыган, молодоженов и пана с пани. Особая роль в колядной процессии отводится мехоноше – он собирает колядные подношения в специальную сумку. А их в этот вечер будет немало, ведь местные жители прекрасно осведомлены о том, что в любой момент к ним могут заглянуть на огонек ряженые. И если их не приветить по всем правилам, то год будет неудачным. Ряженые, в свою очередь, не скупятся на обрядовые песни и пожелания, шутят и осыпают хозяев комплиментами. Не обходится и без святочных гаданий. Так, вирковчанам предлагается вытянуть соломку. Если она окажется длинной, то жди хорошего урожая.
В поселке Вирков проживает чуть более 200 человек. Молодежь уезжает в Кличев, Могилев и Минск, а вот пенсионеры из города, наоборот, возвращаются в родную деревню. И для них колядки – не только прекрасное зимнее развлечение, но и путешествие в детство, когда они сами были курами и с припевками стучались в хаты односельчан вечером 13 января, в канун старого Нового года.