– Впервые я увидела подобные куклы около двух лет назад на Рождественской ярмарке, – рассказывает Галина. – Воспитанники Каменского дома-интерната выставляли свои работы в этой технике. Я не смогла сдержать восторга: «Что это такое? Как вы это сделали?». Мне рассказали, что это за техника. Я пришла домой и сразу стала читать в Интернете про этот вид кукольного творчества. Попробовала делать сама и… заболела этим!
– А что нужно для того, чтобы создать такую красоту?
– Основа для кукольного лица – простые капроновые колготки 20 или 10 ден, синтепон. Также нужны нитки, иглы для валяния, волосы, мех, аксессуары для отделки. Последнее покупаю в Минске, в Бобруйске с этим проблема. И еще нужны руки и фантазия, конечно! Много идей черпаю в Интернете, что-то увижу в сувенирных магазинах, что-то сама придумаю. Чем хороша эта техника в отличие от других: с помощью утяжки можно сделать любые морщинки, придать лицу любую мимику, добиться пухлых губок, носа «картошкой». Хоть я занимаюсь этим всего второй год, иногда портретное сходство получается. Вот попросили меня сделать в подарок свадебных кукол по фотографии, а увидев их, сказали: «Как же похоже!». Но бывает, что мои куклы начинают жить сами по себе. Вот ты делаешь ее, утягиваешь, хочешь, чтоб она улыбалась. А она вдруг надменная выходит, и все тут. Так было у меня с этой куклой (мастер показывает на гордую красавицу в золотистом платье – авт.). Хотела сделать простую бабу деревенскую. А получилась леди!
В кукольном семействе Галины Тарнецкой – самые разные персонажи сказок, народной мифологии и просто милые куклы, похожие на живых существ. Причем, большинство из них не только красивы и могут служить украшением интерьера, но еще и функциональны. Нарядная баба Ежка по имени мадам Фу-фу – это подвеска в туалет, в которую можно положить туалетную бумагу, освежитель воздуха и кроссвордик. Соплеменницы мадам Фу-фу – подвески для полотенец на кухню, ключницы. Домовой Федот держит в руках плетеную конфетницу, в которой прекрасно будут смотреться баранки да конфетки. Есть еще куклы-грелки на заварник, куклы-пакетницы. Есть просто домовые-обереги, гномик с фонариком, яркие петушки – символ наступившего года, цветы с… лицами среди лепестков.
– У каждой куклы – своя душа, – говорит мастерица. – И все они у меня добрые, не получаются злыми. Бывает, приду домой уставшая, без настроения. Они смотрят на меня таким добрым взглядом, сразу и болезни проходят, и все плохое. Я могу два часа ими любоваться. Это такой релакс, словами не передать. Моя дочь шутит: «Мама, ты скоро, наверное, будешь складывать их в колясочку и катать по улице». Люблю я своих добрых человечков.
Трудно поверить, что Галина Тарнецкая – не художница и не швея, и до 60 лет максимум, что могла – пришить пуговицу да зашить дырку в одежде. По специальности она – учитель начальных классов и хореограф-балетмейстер.
– Я 14 лет отработала учителем в школе в деревне Горбацевичи. А затем 20 лет преподавала ритмику и танец в школе-интернате для детей с особенностями развития. Занимаюсь огородом, у меня много экзотических растений. А тут вдруг на творчество потянуло. Так жизнь сложилась, что не было времени ни на что: сама детей растила, беспрерывно работала и куда-то бежала. А когда дети выросли, остановилась и подумала: «Куда я бежала? Столько интересного кругом». И очень захотелось творить, наслаждаться любимым делом. Пожалуй, в любом возрасте на человека это может снизойти. Помню, когда я была еще маленькой, у нас соседка была, Медведева, она где-то в 70 лет начала писать потрясающие иконы, ее забрали в Минский монастырь.
– Галина Алексеевна, а сколько стоят ваши куклы? Это выгодный бизнес?
– Средняя цена: 30-50 рублей. Петушки, цветы – по 10. За пару «жених-невеста» предлагали миллион старыми, но я не отдала – это моя первая работа. Дешево я не хочу продавать: много труда вложено, материалов. И летом разные выставки начнутся, нужно что-то приберечь для них. Мое занятие – это моя отдушина. Бизнесом назвать его не могу: у людей нет денег, покупают редко. По выходным стою на рынке, за месяц продала одну куклу. Зато идет человек грустный, чем-то озабоченный, увидел кукол, заулыбался, глаза сияют. А я просто расцветаю от этого. Покупают, в основном, иностранцы – бывшие бобруйчане, которые приезжают в санаторий из Израиля, Америки. Этим летом больше 10 человек заказали куклы, чуть успевала шить. А сейчас звонят, говорят: «Присылай, мы здесь продавать будем». На Новый год поеду в Минск, где, по традиции, съезжаются мои родственники из разных городов и стран, человек 20. Почти всех своих кукол там раздарю.