Психотерапевт: больных в Бобруйске не просто много, а очень много

14.7k
Владимир РЕПИК. Фото Дениса СУДНИКА.
Много разных событий печальных, порой даже трагических, произошло в Бобруйске в последнее время. Тут даже у прирожденных оптимистов нервы не выдержат. Как уберечься от стресса и страха? Что делать, если вы заметили в близком для вас человеке признаки депрессии? Как, вообще, жить в нашем сложном мире? В общем, вопросов много. За ответами мы направились к врачу-психотерапевту Владиславу Рудинскому.

Врач-психотерапевт Владислав Рудинский. Врач-психотерапевт Владислав Рудинский.

– Владислав Юрьевич, можно услышать мнение, что вокруг – все больные, и общество наше больное. Насколько, с точки зрения психотерапевта, это правда?

– Больных не просто много, а очень много. Сейчас идет рост числа заболеваний невротического профиля, депрессивных и тревожных расстройств. Примерно 10 человек в день приходят ко мне, более двухсот – в месяц.

– Что тревожит наших людей?

– В данном случае я имею в виду уже патологическую тревогу – без причины, без каких-либо явных поводов для ее появления. То есть, у человека, вроде бы, все хорошо, а он в состоянии беспокойства.

– Или стресса?

– Да, если стрессовые ситуации ежедневны и постоянны, то жди развития всевозможных невротических расстройств.

Случай из практики
Пациентка Светлана, 32 года, работает в одном из государственных учреждений города. Длительное время испытывала (как она считает) прессинг со стороны непосредственного начальника, неприязненное отношение к себе. В силу особенностей характера («просто все терпела»), не предпринимала никаких попыток как-нибудь разрешить ситуацию, и в один прекрасный день, после того как начальник объявил ей выговор, проснулась утром и поняла, что… ослепла. Несколько дней обследовалась у офтальмологов и неврологов, однако никто из них не нашел патологии. В таких случаях, когда исключены телесные заболевания, направляют к психотерапевту, что и было сделано. В течение недели зрение полностью восстановилось.

 – Среди ваших пациентов больше людей пожилых?

– Среди них все больше людей трудоспособного возраста. Чаще всего это люди без семьи и зачастую без работы, то есть, находящиеся в трудном социальном положении.

– Это женщины или мужчины?

– Обращаются чаще женщины, однако в реальности заболеваемость примерно одинакова как у мужчин, так и у женщин. Мужчины обращаются реже в силу некоторых отличий в проявлении невротических расстройств и отношения к своим проблемам.

 Ревность может быть признаком шизофрении

– Бывает, что в семье муж или жена необоснованно ревнуют, постоянно устраивают скандалы на этой почве. Это болезнь?

– В каждом конкретном случае нужно разбираться. Иногда патологическая ревность – действительно признак шизофрении, иногда это просто черта характера.

 

– У меня есть бобруйский пример: женщина на работе – ангел, чай всем приготовит, душа-человек! А дома – то не так, это не этак… Может, ей лечиться пора?

– Все мы – люди разные, со своими особенностями. Вопрос в том – устраивает ли наше поведение других людей? Если окружающие, члены семьи считают, что у человека есть какое-то психическое нарушение, прежде всего, нужно обсудить его неадекватное, с их точки зрения, поведение с ним, а затем обратиться к специалистам, в частности, к семейному психотерапевту. Конечно же, если человек демонстрирует поведение, угрожающее жизни окружающих и его собственной, тут уже нужно вызывать психиатрическую бригаду по номеру 103.

Случай из практики
Обратилась женщина с просьбой осмотреть ее мужа. Жаловалась на то, что он и всегда был ревнив, но последний год его ревность стала настолько нелепой, что она не может не то что пойти на работу, выйти в магазин за продуктами, но даже поговорить по телефону или выглянуть в окно, во всем он видит «измену». Говорит по телефону с подругой – передает своему любовнику через нее тайное послание, выглядывает в окно – подает ему тайные знаки о том, где и когда они встретятся. У этого мужчины впоследствии было выявлено бредовое расстройство.

Все хорошо, просто жизнь такая!

– Люди сегодня много «сидят» в телевизоре. А на экране – одни милицейские «страшилки». С точки зрения психотерапевта, не скажутся ли, в конечном итоге, такие программы на психике? У меня, например, есть знакомый, который более 20-ти лет принципиально не смотрит телевизор.

– Возможно, он поступает правильно. Сказать однозначно, что, например, какой-нибудь человек совершил акт насилия лишь потому, что посмотрел фильм ужасов, нельзя. Однако то, что сцены насилия у людей впечатлительных могут провоцировать появление страха и тревоги – это факт.

– Сколько часов в день можно посвящать «общению» с компьютером, чтобы остаться психически здоровым?

– Универсальных рекомендаций нет, но в среднем это – до двух часов в день.

– А как вы относитесь к алкоголю как средству «снятия стресса»?

– Алкоголь – это природный психотропный препарат. У человека проблемы, депрессия – он выпил, и ему на какое-то время стало легче. Проблемы от этого только нарастают, потому что присоединяется еще и алкогольная зависимость.

– Журналисты тоже работают в постоянном стрессе. Одна моя коллега справляется с ним, повторяя: все хорошо, все бывает, жизнь такая, не мы!

– У вашей знакомой замечательная установка и реакция. Если так многие будут поступать и не принимать происходящее по телеку или в жизни близко к сердцу (читай: к психике), то с психикой все будет хорошо.

 Бить ребенка, страдающего анорексией, нельзя

– Владислав Юрьевич, как вы считаете, трудно себя перенастроить и «сделаться» совершенно другим человеком?

– Достаточно сложно, ведь многие вещи закладываются в нас родителями. То, что к чему родители приучают ребенка в детстве, то и будет ему нравится в последующей жизни.

– Сейчас множество семей, где постоянные скандалы, выяснение отношений, и в такой неспокойной обстановке растут дети. Что же вырастает из таких детей?

– Да, чаще всего дети повторяют модель поведения родителей. К нам иногда обращаются молодые семьи, чтобы исправить подобные конфликтные отношения. Мужу и жене нужно прийти вместе и даже рекомендовано присутствие ребенка на таком сеансе семейной психотерапии, хотя он может быть и не замешан в конфликте.

Случай из практики
Пациенты Наталья, 26 лет, и Александр, 32 года. Постоянно конфликтовали из-за любых мелочей, семья была на грани развода. Выяснилось, что жена очень хочет ребенка, но боится сказать об этом мужу, так как несколько лет назад он отрицательно высказался по этому вопросу, и жена с ним согласилась. А муж и сам уже не против, но не знает, как об этом сказать жене. Вот так, из-за страха быть отвергнутым близким человеком, чуть не распалась семья.

 – Недавно узнал об одной бобруйской девочке 15-ти лет. Она перестала есть, похудела. Мама говорит, что дочка начиталась глянцевых журналов и хочет быть похожей на модель. В итоге мама взяла ремень… Теперь, по ее словам, дочка ест аж четыре раза в день, и никакой анорексии. «Народные» методы лечения в данном случае правильны?

– Нет и еще раз нет. Вполне возможно, что ребенок из-за страха начал есть, а пройдет время и все может повториться. Нужно обращаться к психотерапевту, психиатру. Люди с такими проблемами чаще всего отрицают их наличие, даже когда потеря веса и истощение настолько выражены, что угрожают жизни. Может потребоваться даже принудительная госпитализация в специализированый стационар.

 Люди склонны к подражательству

– Почему так происходит, когда у с виду нормального человека «срывает крышу», и он берет в руки бензопилу? Болезнь таилась?

– На этот вопрос в психиатрии до сих пор нет ответа, иначе мы смогли бы предотвращать такие трагедии. Да, бывает: ничего не предвещало беды, и вдруг – на тебе!

– Почему в Бобруйске в последнее время столько суицидов?

– Суициды были всегда. Да, возможно, в последние годы их количество возросло. Но я заметил, что если очень подробно в прессе, на ТВ освещается какой-то случай суицида, за ним чаще всего тут же последует еще несколько подобных. Люди читают об этом, и у отдельных из них может возникнуть мысль: а не выход ли это? Люди склонны к подражательству.

– Как понять, что у человека суицидальное состояние?

– Когда то, что вас радовало и вдохновляло, уже не радует, когда потерян смысл жизни, апатия ко всем и ко всему. Есть человек испытывает постоянную тревогу, беспокойство, и это мешает ему нормально жить, нужно обратиться к врачу. Социальные проблемы врач-психотерапевт, конечно, не решит, но научит иначе реагировать на сложившуюся ситуацию, поможет выработать стратегию, решить, что делать дальше.

– Такие невротические расстройства излечимы?

– Безусловно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда человек лечится на протяжении ряда лет и никаких улучшений. Но чаще всего эффект от лечения положительный.

Случай из практики
Пациентка Елена, 62 года. На протяжении 2-х лет наблюдалась у врача-психотерапевта по поводу депрессивного расстройства, сопровождавшегося неприятными ощущениями в различных частях тела. Многократно обследовалась. Лечение меняли много раз, однако значительного эффекта не отмечалось. Далее случайно услышанная беседа этой пациентки с другой: «А я уже много лет лечусь. Он мне все таблетки назначает. Все врачи безграмотные, таблетками лечат, а я их и не принимаю, схожу на физиопроцедуры, так потом и легче на какое-то время». Конечно устойчивого улучшения, не говоря уже об излечении, от такого лечения не будет.

 Хотите подробно узнать о себе? Записывайтесь на прием к врачу-психотерапевту

– Как попасть на прием к психотерапевту? Это платно?

– Конечно же, бесплатно. Записаться на прием к врачу-психотерапевту в нашей поликлинике можно по телефону 70-81-01.

– Владислав Юрьевич, а правда, что опытный психотерапевт пациента и его диагноз видит с порога?

– В основном, да. Более точная картина вырисовывается во время разговора.

– А что вы скажете про меня?

– Все в порядке, вроде бы, ничего лишнего. Хотите более подробно узнать о себе – записывайтесь на прием…

Прием ведет врач-психотерапевт Владислав Рудинский. Прием ведет врач-психотерапевт Владислав Рудинский.