По примеру папы
С детства Женя уже точно знала, что станет учителем. На этот выбор во многом повлиял ее отец Сергей Украинко. Он работал преподавателем в том же университете, который окончила сама Женя.
– В доме все было пропитано доброй атмосферой учительства, – вспоминает она. – Повсюду лежали кипы учебников и шпаргалки, которые папа «конфисковал» у студентов. Я часто брала тетради папиных учеников и пыталась их проверять, представляя себя учительницей. Иногда так увлекалась, что не замечала, как на самом деле красной ручкой ставила отметки. Ох и влетало же мне потом за это от папы! А после ужина – всегда папины «фирменные» истории, что приключились с ним на работе. Кто-то из студентов, опоздав на занятие, придумал небылицу об автобусе, который таинственным образом изменил свой маршрут. А кому-то цыганка нагадала придти на час позже. И тогда я поняла: с детьми не соскучишься!
Самыми любимыми предметами Жени в школе были математика и английский язык. Так Евгения стала студенткой физико-математического факультета МГУ им. Кулешова по педагогической специальности «Информатика-английский язык».
Из областного центра – в районный
После обучения Евгения могла остаться преподавать в одной из школ Могилева, где подрабатывала на полставки на последнем курсе. Но Женя приняла решение в пользу Бобруйска.
– Я изначально была нацелена на Бобруйск, – рассказывает она. – На 5-м курсе у меня появился молодой человек, а теперь уже муж. Он родом из Глуска, а это маленький город, где нет перспектив в профессиональном плане. Подумав, решили, что Бобруйск – золотая середина. Хорошее место для молодежи и с привычным для меня ритмом большого города.
Квартирный вопрос и семейный бюджет
«Что меня здесь ждет? Удастся ли найти подходящее жилье, чтоб к работе поближе?» – вопросы один за одним мелькали в голове у Жени, выходящей из поезда на станции «Бобруйск».
Но с жильем повезло. Сейчас молодые супруги снимают квартиру на улице Куйбышева, в пяти минутах от гимназии. Найти этот вариант помогли новые коллеги.
– Это уже не первое наше жилье, – рассказывает Женя. – Снимали за 150 долларов, потом нашли за 130, а эта квартира и того дешевле. Но она была без мебели. Сразу с мужем купили диван и стол. Еще пришлось заказывать грузовую машину, чтобы перевезли из Могилева шкаф и кухонный стол. А после свадьбы на подаренные деньги купили холодильник и стиральную машину.
На днях Евгения и ее муж Владимир отметили свою первую годовщину семейной жизни. В их планах – обзавестись собственным жильем в Бобруйске. Владимир работает строителем в частной фирме, ему приходится много трудиться, чтобы отложить на покупку.
– Муж постоянно в разъездах, – объясняет Женя, – Обычно командировка длится 10 дней, потом 4 дня – отдых. Правда, начальство может задержать и на две недели. Но зарплата хорошая, 12-13 миллионов «старыми», можно потерпеть.
Сама Евгения зарабатывает около 3,5 миллиона. 2 раза в год, как молодому специалисту, ей выплачивали материальную помощь в размере 3-х базовых величин.
– Большая часть моей зарплаты, где-то две трети, уходит на оплату коммунальных услуг и питание. Готовлю сама, люблю печь пироги. Это и вкуснее, и дешевле, чем полуфабрикаты покупать. На остальную сумму балую себя девичьими штучками, – улыбается Женя, – косметика – моя слабость. Вот и с первой зарплаты порадовала себя дорогими духами.
С городом познакомили коллеги
Адаптироваться к новому городу Евгении тоже помогли коллеги. «Познакомили» с Бобром Самуиловичем, прогулялись по бобруйскому «Арбату», покатались на «Летающей тарелке» в городском парке. У Жени появились уже и любимые места: театр им. Дунина-Марцинкевича – Евгения оказалась заядлой театралкой – и театральный сквер.
– В театр ходим с коллегой Аллой Николаевной Аниховской, иногда с мужем, – рассказывает Женя. – Ходим на все премьеры. После спектакля любим посидеть на скамейке в театральном сквере, обсудить постановку в тишине. А с Ольгой Ивановной Болбас, тоже коллегой, ходим вместе в тренажерный зал.
Евгения – частая гостья и в кинотеатре:
– Скоро будет премьера российского фильма «Хороший мальчик». Фильм про школьника Колю, влюбившегося в учительницу английского языка. Хотелось бы сходить.
Иногда «без задних ног»
Но все же времени на отдых почти не остается, признается Женя. Сейчас у нее 35 часов нагрузки в неделю, куда входит проведение уроков и проверка тетрадей. (Стандартная ставка учителя – 20 часов в неделю).
– Уроки в гимназии начинаются в 8.00, – рассказывает Женя, – но учителю на работе надо быть уже в 7.40, чтобы успеть оформить записи на доске, подготовить журнал, настроиться на рабочий лад. Просыпаюсь я в 6.30. Обычно работу заканчиваю в 16.00, но, бывает, задерживаюсь. Иногда на самом деле просто «без задних ног» домой прихожу. А дома надо подготовиться к урокам, подобрать раздаточный материал... Иногда и до поздней ночи. Но пусть я не высплюсь, но к уроку должна подготовиться на все сто.
Первый урок и первая двойка
Сейчас Евгения уверенно рассказывает о компонентах урока, правилах его построения и других тонкостях учительской профессии. Но не забыла еще девушка свой самый первый урок в гимназии.
– Волнение, конечно, просто захлестывало, – признается Женя. – Первый урок у меня был в 8-м классе. Я заранее мысленно проиграла возможные неловкие ситуации: вдруг доску мылом натрут или кнопку на стул подложат. Казалось, ничто не сможет смутить меня в этот день. Но вот я стою у входа в класс, слышу детские голоса и почему-то не могу переступить порог: дрожь в коленях. Звонок прозвенел, и я все же вошла, поздоровалась,
представилась. И… Ничего страшного не случилось.Первый урок был вводным. Ребята весело делились впечатлениями от каникул. На английском, конечно. А на переменке окружили меня с расспросами, чтобы узнать получше.
На уроке, с указкой и мелом в руках, Женя выглядит серьезной и строгой учительницей. Но вот на перемене ее легко можно перепутать со школьницей: молодая девушка ростом около 160 см и двумя косичками сливается с рослыми старшеклашками.
– Не очень комфортно поначалу себя чувствовала, когда рядом стоял ученик выше ростом на целую голову! – признается Женя.
На вопрос о том, какая она учительница – строгая или мягкая, девушка скромно улыбается.
– Конечно, мягкая. Ученики у меня хорошие. Очень вредных нет. Да, бывает такое, что кто-то не готов к уроку. Приходится ставить плохую отметку. В этом для меня минус учительской профессии. Принимаю близко к сердцу. До сих пор помню, как поставила свою первую двойку. Представила все переживания ученика по пути домой, отговорки перед родителями. Надеюсь, его строго не наказывали…
– Не знаю, как в дальнейшем сложится моя судьба, но я хочу остаться в Бобруйске и продолжить работу в гимназии, – говорит Евгения Ященко.