Директор магазина "Абажур" Вадим Полевой.
В 2014 году в нашем городе открылся небольшой магазин электротоваров «Абажур», а 2,5 года спустя он вырос до одноименного Центра света. Его директор Вадим Овидиевич Полевой шел к этому непростым, порой, изнурительным путем… Этот разговор состоялся за несколько недель до того, как его не стало.
– Вадим Овидиевич, салон-магазин «Абажур» – это ведь не первый ваш бизнес. Когда и при каких обстоятельствах вы решили заняться личным делом?
– В 2005 году открыл рекламное агентство «Андеграунд». Двигало мной даже не столько стремление к финансовой независимости, сколько желание самостоятельно принимать решения. Хотелось чего-то своего, где я сам решаю, как и что делаю сегодня, а что – завтра. Тогда реклама в городе развивалась, возможности были. Занимался этим до 2008 года, пока не заболел и вынужден был свернуться… Затем уже был на «подхвате» у жены, помогал ей в бухгалтерских услугах.
Досье
Вадим Полевой
Родился в 1976 году в Бобруйске. Окончил на «отлично»: 8 классов СШ №23, Бобруйский механико-технологический техникум по специальности «техник-электрик», заочное отделение Политехнической академии (ныне – БНТУ).
Работал: электриком на фабрике имени Халтурина, на ЧП «Имидж», директором рекламного агентства «Андеграунд», совместной с женой руководил фирмой по оказанию бухгалтерских услуг. С 2014 года – директор магазина «Абажур».
Семья: супруга Елена работает заместителем директора магазина «Абажур»; дочь Настя, 12 лет; сын Вадим, 22 года, студент Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в Калининграде.
– К открытию магазина электротоваров подтолкнула специальность инженера-электрика?
– Во многом, а также собственный ремонт… Незадолго до открытия «Абажура», который располагался на улице Минской, мы делали ремонт в квартире и все необходимые электротовары покупали в Минске, так как в Бобруйске практически не было ничего. В основном, ассортимент поначалу составляли электротовары – провода, кабели, лампочки и т. д. Работали вдвоем: сами все возили, грузили, раскладывали и торговали. Постепенно переключились с электротехнического направления на люстры. Ими начали интересоваться, заказывать. И доработали до того, что там нам стало мало места! В июле 2015 года переехали сюда – на улицу Пушкина, 178. Постепенно увеличивали ассортимент и клиентскую базу, стали называться «Салон света «Абажур». Сейчас нам уже стало мало места и здесь, и мы открываемся на Советской, 113. Это бывший торговый центр «Пассаж-Плюс» – напротив «Белтелекома».
– Интересно, а у вас дома люстры какого стиля?
– Это тот случай, когда сапожник без сапог… Пока не меняли то, что установили несколько лет назад во время ремонта, хотя выбор у нас огромный. Наверное, это и создает сложности. Имея огромный ассортимент перед глазами, трудно остановиться на чем-то одном.
«Настоящий успех зависит не от места, а от того, сколько ты работаешь»
– Настоящий успех и популярность к вам пришли, пожалуй, когда вы переехали на улицу Пушкина…
– Поспорю с вами... Настоящий успех зависит, главным образом, не от места, а от того, сколько ты работаешь, грубо говоря, пашешь! Если мы железно работаем 18 часов, то постепенно приходит и успех, и новые люди, и новый ассортимент, и прибыль! На мой взгляд, наша популярность обусловлена тем, что любой человек, с любым достатком может подобрать здесь что-то на свой вкус. В магазине с небольшим ассортиментом сделать это, конечно, сложнее… Место важно, но не настолько! Разумеется, если открыться где-то на задворках, то дело не пойдет. Однако я знаю многих, кто открывался и в более перспективных местах, но работал там недолго, потому что не уделял работе должного внимания. А работы, которая не видна – огромное количество. Как бы ни обзывали предпринимателей «барыгами» и «спекулянтами», но это очень тяжелый и кропотливый труд!
С чего все начиналось?
– С собственных ошибок. Самым сложным поначалу было – понять потребности бобруйчан, в чем они нуждаются, чего им не хватает? Потому что сперва мы везли товар «под себя», опираясь на свой вкус – что-то аутентичное, под старинные абажуры и подсвечники, которые нравились нам. Набили много шишек, осталось много товара невостребованного, пока не поняли, что спрос рождает предложение.
Когда хотелось все бросить?
– Не хотелось. Поскольку я – инвалид второй группы, у меня рак крови, то не хочется идти с нехорошими мыслями на пенсию, а хочется жить и трудиться, приносить пользу семье, построить какой-то фундамент, если вдруг что-то со мной случится.
Кому хотели бы передать свое дело?
– Пока силы есть, будем сами тянуть, а потом – дети. Дочь Анастасия уже частенько помогает, особенно на каникулах. Хотя, по правде, для нее хотелось бы иной участи – чего-то полегче!
Я, например, частенько бываю в своем магазине и водителем, и грузчиком, и упаковщиком, и уборщиком, и строителем... Процентов 80 ремонта в открывающемся Центре света на Советской сделал своими руками в свободное время.
– На что опираетесь, чтобы оставаться на плаву в теперешние времена?
– На хорошее сочетание качества и цены! Если еще пару лет назад наш народ цена не очень смущала, то сейчас с каждым месяцем все более заметно, что покупательная способность населения снижается. Кризис на нас сказывается, как и на всех: даже по сравнению с прошлым годом заметно уменьшилось количество покупателей, выручки… Стараемся ставить минимальную наценку, которая позволила бы уходить в небольшую прибыль. К примеру, основной ассортимент светодиодных ламп мы везем из России, поэтому, если падает курс российского рубля, мы ценник снижаем. В новом магазине окончательно разработаем политику по скидкам. Будет акционный отдел со светильниками и люстрами. Но, как всегда, будем иметь и имиджевые вещи для покупателей другого уровня.
«Некоторые хотят получать огромные деньги, ничего не делая»
– У вас хрупкий, бьющийся товар, требующий аккуратного обращения… Однажды я, делая у вас покупки, стал свидетелем, когда продавец нечаянно разбил люстру. Больно было на все это смотреть!
– Товар действительно хрупкий, иногда какие-то комплектующие приходится покупать и восстанавливать изделие. Мы понимаем специфику и жестко не наказываем продавцов.
– В новом магазине проблем с теснотой уже не будет?
– Надеюсь, что да. Помещение площадью около 200 квадратных метров. Без ложной скромности скажу, что это будет самый большой магазин люстр и светильников в Бобруйске.
Директор магазина "Абажур" Вадим Полевой.
– Как подбираете продавцов в такой специфический магазин?
– Нам требуется человек-универсал, который что-то понимает в красоте, в технических характеристиках, что-то может делать руками, потому что многие светильники и люстры надо собирать и развешивать, плюс коммуникабельность. Именно поэтому нам было тяжело с персоналом. У нас нет разделения на сборщика люстр, кассира, продавца-консультанта, грузчика… Много людей работали короткое время по договору подряда, мы их благодарили, рассчитывались и прощались. Лишь недавно у нас сложился коллектив, в который мы подобрали работников, чьи качества нас вполне устраивают.
– Большой штат у вас? Большие зарплаты?
– Вместе со мной и женой – всего 8 человек. Некоторые хотят получать огромные деньги, ничего не делая. Недавно (также в среде молодежи) появилась категория людей, которая готова получать 200 рублей в месяц за то, чтобы ходить на работу и ничего не делать… По городу наши зарплаты у продавцов считаются высокими и достаточными для того, чтобы человек чувствовал себя уверенно и держался за работу.
«Когда знаешь, что время твое ограничено, то отсеиваются сомнительные ценности, остаются главные»
– Вадим, вы упомянули о своем заболевании, которое заставило вас свернуть первый бизнес…
– У меня хронический миелолейкоз, постоянно нахожусь на фармакотерапии. Лечится он только пересадкой костного мозга. Такие операции у нас, если и делают, то с очень небольшой вероятностью успеха. В Израиле, например, такая вероятность намного выше – около 35 процентов… Обнаружилась болезнь в 2008-м году. Делал ремонт в квартире, в которую собирались с семьей переезжать, и простудился. Но продолжал работать и за 10 дней своей простуды потерял порядка 20 кг веса. Утром я сдал анализы, а вечером ко мне на «скорой» приехал участковый терапевт с направлением в больницу. Количество лейкоцитов в крови уже было критическим!.. После этого у меня был разрыв селезенки, пару раз еще лежал в реанимации. Спасибо врачам, которые просто взяли и втащили меня сюда – назад! Особенно - врачу-реаниматологу Наталье Святославовне Августинович. Она - врач от бога, очень много сил и терпения потратила на то, чтобы вернуть меня к жизни. Ну и, конечно же, моей любимой жене и сестре.
Визитка
Центр света «Абажур»: ул. Советская, 113.
Сайт: bobr-svet.by
e-mail: info@ bobr-svet.by
Тел. (8-044) 554-50-40; (8-029) 695-50-40; 72-15-16.
УНП 790914316
– Как с тех пор изменилось ваше мировоззрение?
– Когда знаешь, что время твое ограничено, то отсеиваются сомнительные ценности, остаются главные – семья, родные, близкие! В прошлом году с женой обвенчались и официально зарегистрировали в загсе наш многолетний союз.
– И вам удалось вернуться к активной трудовой деятельности…
– Еще ходя с палочкой в больничной пижаме, я уже начал помогать жене в бухгалтерской работе… В юности я боксом занимался, любил с отягощениями поработать. И очень сложно было смириться с такой физической ограниченностью. Я и сейчас иногда, по старой памяти, пытаюсь что-то такое дернуть. Оставлю для себя только свою любимую игру – шахматы. Когда-то по ним занимал призовые места на школьных и городских соревнованиях. Жили мы тогда в бараке на улице Новошоссейной. Мама, София Николаевна, была учительницей начальных классов, сестра – на 7 лет старше, брат – на 10. Отец умер за три недели до моего рождения… Помню дырявые стены барака, печку, постоянную топку, брикет, колку дров... Пришлось с детства тянуть на себе гораздо больше ответственности, чем мои ровесники.