Задержали – не значит посадили

4613
Александр УДОДОВ. Фото blizko.by и из архива «Вечерки».
Юридический «ликбез» от бобруйского прокурора.

После задержания председателя Бобруйского горисполкома Андрея Коваленко комментарии к сообщениям об этом на сайтах СМИ, в соцсетях, да и просто при обсуждении в быту пестрят такими выражениями, как «посадили», «арестовали», «закрыли», «взяли» и другими. А как на самом деле правильно должны называться подобные действия в отношении людей, к которым применяются различные меры ограничения? Юридический «ликбез» для читателей «Вечерки» на эту тему провел заместитель прокурора г. Бобруйска Геннадий Ярмак.

- Любое уголовное производство осуществляется в рамках уголовно-процессуального кодекса, - сообщил Геннадий Сергеевич. – Например, задержание определяется разделом «Меры процессуального принуждения» УПК, этому посвящена целая глава. Существует несколько видов задержания. Есть задержание по возникновению подозрения в совершении преступления. Появились основания у органов преследования к задержанию – подозреваемый физически задерживается, доставляется в органы внутренних дел, задержание оформляется и, при наличии оснований, задержанный помещается в изолятор временного содержания. Он находится там, как правило, в среднем трое суток, т. е. 72 часа. Но, в зависимости от категории преступления, если, например, это особо тяжкое преступление против личности, срок задержания может составлять до 10 суток. Подозреваемого могут задержать сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, командиры частей, МЧС и ряда других организаций, т.е. лица, которые проводит доследственную проверку.
Чтобы произвести дознание, любого не схватишь с улицы, т. е. должны быть следы преступления. Либо человек должен быть застигнут на месте происшествия, либо после совершения преступления кто-то указал на него – например, потерпевший или свидетель сказал, что видел человека, который ударил или отнял сумку и убежал. Побежали вслед за ним, схватили – основания для задержания имеются.
Трое суток задержания - это период времени, который дается органам уголовного преследования, чтобы утвердиться в своих подозрениях, добыть доказательства вины, предъявить обвинение и решить вопрос – либо освободить человека, либо избрать какую-то меру пресечения – от подписки о невыезде до заключения под стражу, может быть также домашний арест, залог. Эти решения принимает следователь, а прокурор санкционирует заключение под стражу или применение других мер.
Но может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и до предъявления обвинения, в этом случае срок пребывания под стражей не может превышать 10 суток, а если это тяжкое преступление, скажем, убийство, то срок нахождения под стражей составляет до 20 суток. В этот период подозреваемому или предъявляется обвинение, или он освобождается из под стражи. Общий же срок содержания под стражей обвиняемого по закону составляет два месяца, также как и срок предварительного следствия. Но он может продлеваться прокурором района или города на срок до трех месяцев, прокурором области – до шести месяцев, а свыше, до полутора лет, - генеральным прокурором. Подозреваемый из ИВС переводится в следственный изолятор и находится там до конца следствия, до направления дела в суд.
Словом, когда человек задерживается, он становится подозреваемым, после предъявления обвинения становится обвиняемым, когда находится в суде – подсудимым, а после суда – осужденным.
За 9 месяцев этого года под стражу в Бобруйске было заключено 380 человек, под домашний арест – 8 человек, залог применен к 1 человеку и отстранение от должности – также к 1. Из 845 осужденных 221 человек приговорен к лишению свободы, к аресту, т.е. к кратковременному лишению свободы на срок до трех месяцев - 144 человека.

2011 год. Геннадий Сергеевич Ярмак в гостях в редакции «Вечерки».2011 год. Геннадий Сергеевич Ярмак в гостях в редакции «Вечерки».