Раз стежок, два стежок… Бобруйские дамы создают уникальные гобеленовые картины из подручных материалов

2441
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
В Бобруйске действует огромное количество всевозможных кружков и секций для детей, а вот досугу взрослых уделяется намного меньше внимания. Художник Алла Кириллова считает, что это несправедливо. Лет 12 назад она решила обучать гобеленовой вышивке дам бальзаковского возраста и настолько увлекла этой идеей своих учениц, что сегодня их работы занимают призовые места на всевозможных выставках.

Студия гобеленовой вышивки Дворца искусств, где бобруйские мастерицы создают настоящие шедевры, сегодня расположена в старом особняке по улице Советской – здании бывшего горкома компартии. Антураж соответствующий – прямо в холле красуется роскошный портрет Ленина в массивной раме. К нему дамы давно уже привыкли и не обращают внимания на столь эпическое соседство. Четыре часа за работой пролетают незаметно, а холсты покрываются десятками новых стежков и складываются в удивительные картины. Женщины в буквальном смысле слова рисуют нитью и до последнего момента не знают, каким будет результат.

Основу для их работ, как правило, готовит Алла Васильевна – пишет на холстах картины, которые потом преображаются. Часто – до неузнаваемости, ведь каждая женщина привносит в работу что-то свое. И это касается не только выбора палитры, но и техники исполнения, подбора материалов. Нитки, по словам Аллы Кирилловой, используются любые – от шерсти до льна и мулине.

– Благодаря этому можно добиться необычного эффекта, – убеждена художник.

Мастерицы ее поддерживают и охотно демонстрируют свои работы – яркие, самобытные. Кто-то вышивает натюрморт с цветами, кто-то – зимний пейзаж с заснеженным домиком, в окнах которого теплится огонек. В руках у Натальи Михолап – старый холст, натянутый на подрамник, где выцветшим от времени маслом изображена лесная чаща. Женщина признается, что забрала картину у соседки, которая несла ее на мусорку.

– Как же вы будете кроны деревьев вышивать? – вглядываясь в размытые зеленые пятна, интересуюсь у мастерицы.

– А вы приходите после Нового года – увидите!

Материалы для своих работ рукодельницы добывают самыми различными способами. В ход порой идут даже старые вязаные вещи, которые распускаются на нитки и любовно наматываются на пустые конвалюты от таблеток. Получается очень символично, ведь в студии, за работой, у бобруйчанок словно бы открывается второе дыхание. И дело не только в творчестве, которое для мастериц является прекрасной альтернативой телевизору. Намного важнее для них дружеское общение, возможность за рукоделием обсудить свои проблемы, поделиться кулинарными секретами и дачными премудростями. Студию женщины именуют не иначе как дамским клубом, где всегда можно рассчитывать на поддержку единомышленников. Ну, а гобеленовая вышивка – замечательный способ раскрыть свои таланты.

Анна Левшова – в прошлом юрист – признается, что до прихода в студию даже иголку в руках не держала, не до этого было. Ну, а когда появилось свободное время, то коллега пригласила ее на первое занятие. Теперь работы Анны Алексеевны есть даже в США, где живет ее дочь – гобеленовые картины были привезены в подарок ее друзьям и вызвали бурю эмоций у американцев.

– Там все, что сделано своими руками, очень ценится, – не без удовольствия отмечает мастерица и вновь склоняется над холстом.

Свои работы участницы студии «Надежда» охотно дарят родственникам и друзьям – пейзажи и натюрморты бобруйчанок сегодня можно встретить в различных уголках мира. На одну работу уходит не менее 3-4 месяцев, и над деталями порой приходится хорошенько подумать, найти тот вариант, когда разноцветные стежки заиграют новыми красками и превратятся в законченное произведения искусства.

– Они очень талантливы, – говорит о своих ученицах Алла Кириллова, – у каждой со временем появляется свой характерный «почерк», по которому можно без труда узнать автора. Женщины же очень благодарны своему наставнику за то, что она приобщила их к миру творчества и заставила поверить – на пенсии жизнь может быть не менее увлекательной и насыщенной, чем в молодости.