Бобруйчанка Елена Аржанова (теперь Ваймер) несколько лет назад вышла замуж и сменила место жительства. Сейчас она живет и работает в Германии, в небольшом городке Нижней Саксонии. А в свободное время… отвечает на вопросы корреспондента «Вечерки» о своем житье-бытье вдали от родины.
Сегодня Елена рассказывает о немецких школах.
Начальная школа в г. Кенигслюттер, существует с 1900 года.
«Мама, это что, детский сад?»
– Елена, как налажен в немецких школах образовательный процесс?
– Начальная школа, в которой учатся дети с 1 по 4 класс включительно, совершенно не похожа на белорусские школы. Мой сын, впервые придя в свой немецкий класс, спросил: «Мама, это что, детский сад?» Испугался, бедняга, что его из школьников в детсадовцы разжаловали… И в самом деле, очень похоже на хороший садик. Каждый класс, помимо основного помещения, имеет отдельный вход с собственной прихожей-раздевалкой и небольшую игровую комнату, которая при необходимости используется для индивидуальных занятий. Яркая удобная мебель, множество рисунков на стенах, ковер на полу, огромная полка с книжками и настольными играми… Каждый ученик имеет собственный ящик, где хранятся всякие мелочи для занятий (краски, альбомы, пластилин, карандаши и т.д.) и тетрадки, учебные пособия – чтобы не носить все это в рюкзаке каждый раз. Никакой школьной формы «офисного» стиля – одежда должна быть удобной! И, конечно, нравиться маленьким модникам.
На переменах дети обязательно выходят во двор подышать свежим воздухом и побегать, размяться. Во дворе есть горки, качели, «тарзанки»... Пока все на улице, классы обязательно проветриваются. На уроке не надо на каждое действие спрашивать разрешения: хочешь в туалет – вставай и выходи, только тихонько, чтобы не мешать остальным. Понадобился новый карандаш – иди и возьми в своем ящичке. А если там нет – на учительском столе обязательно найдется... Удивительно, но такая вот свобода никак не отражается на дисциплине, никто этим не злоупотребляет. И на уроках все сидят так, как удобно, а не «как положено». И не обязательно за партами: если учитель что-то читает или рассказывает и писать ничего не надо, то можно просто присесть или даже прилечь на коврик и слушать с комфортом. Учитель, кстати, вполне может присоединиться к ученикам – и его авторитет ничуть при этом не пострадает.
Урок во втором классе немецкой школы.
Отвесить подзатыльник? Немецкому учителю такое и в страшном сне не приснится
– Взаимоотношения учителя и учеников (и вообще – взрослых и детей) достойны отдельного разговора. Но если кратко – это взаимоотношения человека и человека. Большого и маленького. Но – равных. Достойных уважения. Со своим мировоззрением. Имеющих и право, и возможность отстаивать свое мнение, спорить и не соглашаться. Умеющих слушать и слышать. Наконец, умеющих признавать свои ошибки и извиняться – без оглядки на возраст и положение. И авторитет учитель зарабатывает вовсе не горлом, годами и регалиями. А, наверное, именно умением видеть в ученике равного себе. Оскорбить ребенка, хотя бы косвенно, намеком? Прилюдно усомниться в его умственных способностях? Отвесить ему подзатыльник? Ни одному немецкому учителю такое и в страшном сне не приснится. И я сомневаюсь, что такое поведение продиктовано лишь опасением навсегда лишиться репутации и работы по профессии. Подобные отношения взрослых и детей приняты везде – и в спортивных секциях, во всевозможных кружках, обществах и организациях, работающих с детьми, да и просто среди соседей. С той лишь разницей, что в школе дети к учителю обращаются официально, на Вы, а к взрослым вне школы – чаще всего просто по имени и на ты.
Социализации детей придают огромное значение
– Занятия в немецкой школе начинаются в 7.45. Расписание автобусов составлено так, чтобы дети успевали к началу уроков. Кстати, всем школьникам выдают бесплатные проездные, так что платить за проезд не надо. Непосредственно учебный процесс построен тоже «не по-белорусски». Писать детям приходится намного меньше – в ходу «рабочие тетради», где в отпечатанные задания нужно лишь вписывать правильные решения. Любые дополнительные материалы дают уже отсканированными, чтобы ученики и родители не тратили время на поиск в библиотеках.
Домашние задания в младших классах очень редки и необременительны, на выходные их и вовсе не задают – дети должны полноценно отдыхать. При необходимости для отстающих устраивают дополнительные индивидуальные занятия – и не обязательно после уроков, а частенько вместо музыки, например, или уроков искусства. Продолжительность таких занятий определяет учитель – начиная с момента, когда наметилось отставание по предмету, и до тех пор, пока уровень подготовки ученика не станет удовлетворительным. И это обязательно согласовывают с родителями.
В школах всех уровней социализации детей придают огромное значение. И в случае возникновения проблем с поведением или учебой активно привлекают детских психологов, методистов, опытных педагогов. И родителей, конечно же. Проводятся совместные собеседования – и с ребенком, и без, где обязательно спрашивают и его мнение, учитывают пожелания и затем все вместе вырабатывают единую линию поведения, при этом пробуются различные варианты – все направлено на то, чтобы помочь маленькому человеку справиться с возникшими затруднениями. Вплоть до того, что ребенку может быть выделен специальный сопровождающий, который будет ходить вместе с ним в школу, наблюдать и на месте немедленно разрешать все спорные и конфликтные ситуации, подсказывать, как поступать в том или другом случае, давать рекомендации. И совершенно невозможно услышать: мол, твой ребенок – твоя проблема. Это общая проблема. И работа общая – семьи и школы.
«Единственная форма, которую носят учащиеся, и то по праздникам – футболки с логотипом учебного заведения».
Во многих школах запрещены мобильные телефоны
– В старшей школе, будь то гимназия, реал- или хауптшуле, нагрузки, естественно, возрастают. Из обязательных предметов – немецкий, английский, математика, история, спорт, а также на выбор – религия для верующих или нечто вроде право- либо обществоведения для остальных; химия и физика (не знаю, как будет дальше, но у нашего 6-классника первое полугодие идет только химия, во втором будет только физика), так же обстоит дело с биологией и географией. Дополнительно на выбор каждый должен взять 3 предмета: иностранные языки (сын учит испанский и китайский), политику, риторику, латынь… В каждой школе свой выбор.
Уроки идут парами, как в институте. Так удобнее, на мой взгляд: не говоря о том, что лучше носить 3 учебника, чем 6, за 1,5 часа можно успеть и новый материал выучить, и лучше закрепить его упражнениями, чем за стандартные 45 минут. А есть еще и тесты (вроде наших контрольных), и лабораторные работы, опыты всякие и практические занятия, например, с компьютером… Да много чего! А спорт? Ему в школе уделяют очень много внимания – здоровье на первом месте. (Кстати, из этих же соображений во многих школах запрещены мобильные телефоны и электронные игрушки – чтоб дети отдыхали от этих «радостей цивилизации»). Обязательны 2 часа в неделю общих занятий (та же физкультура) и 2 часа собственно спорта из списка дополнительных занятий на выбор – есть и дзюдо, и волейбол, конечно же, непременный футбол и даже спортивные танцы. Много чего. Мой сын, например, выбрал плавание. Правда, за пользование городским бассейном приходится немного доплачивать, но сумма символическая – непопулярные утренние часы бассейн охотно отдает школам.
Никаких поборов, типа «на ремонт»
– Елена, за что приходится платить в немецкой школе?
– Что касается всяких платежей, то их немного. Учебники выдают в школьных библиотеках бесплатно, заплатить в конце года придется только за испорченные или утерянные книги, если таковые будут. За свой счет родители покупают лишь рабочие тетради по предметам, атласы, контурные карты, список которых выдают перед школой, и собственно школьные причиндалы – ручки, линейки, тетрадки… Никаких прочих поборов, типа на ремонт, модернизацию, туалетную бумагу и т.д. не бывает в принципе. Исключение составляют экскурсии, походы в театр, музеи и школьные поездки с классом – покататься на лыжах в горах, например, на недельку, или на море, а то и просто пару-тройку дней в замке пожить, историю подучить, архитектурой полюбоваться. Это оплачивают родители, причем, если это дороговато, можно оплатить не сразу, а за 2-3 месяца. И что характерно – если вдруг удастся в поездке сэкономить или найти спонсора, оставшиеся деньги вернут.
И еще о деньгах. У нас принято на все большие праздники и выпускной дарить подарки учителям. Думаю, любой немецкий преподаватель о-о-очень удивился бы, получив в подарок микроволновку или какую-нибудь хрустальную вазу. За все время учебы моего сына в школе нам пришлось лишь однажды скинуться, кажется, по 4 евро – по окончании начальной школы. Дети подарили на память своему учителю фотоальбом, где каждый оформил по своему вкусу страничку со своей фотографией. А учитель в ответ… подарил своим выпускникам маленькие игрушечки или фигурки ангела-хранителя. Вот так. И думаю, в следующий раз на подарок нам придется «разориться» не раньше, чем на выпускной в гимназии.