Бобруйчанка Елена Аржанова (теперь Ваймер) несколько лет назад вышла замуж и сменила место жительства. Сейчас она живет и работает в Германии, в небольшом городке Нижней Саксонии. А в свободное время… отвечает на вопросы корреспондента «Вечерки» о своем житье-бытье вдали от родины.
– Елена, вы пользуетесь только общественным транспортом, или можете позволить себе ездить на такси, арендовать или приобрести машину? Сколько это стоит?
– Общественный транспорт здесь довольно развит. И, что очень радует, ходит строго по расписанию. Сбои, конечно, бывают (например, когда из-за аварии перекрывают дорогу – это предусмотреть невозможно), но достаточно редки. В крупных городах к услугам пассажиров метро, трамваи, автобусы. А вот троллейбусов, любимых бобруйчанами, практически нет. Они сохранились лишь в двух - трех немецких городах. Транспортная сеть поделена на зоны (не только городские, но и междугородные линии), а стоимость поездки в пределах одной зоны – примерно 2,5 евро. Но в целом общественного транспорта меньше, чем в Беларуси – большинство предпочитает свою машину. Зато доехать в любую деревушку не проблема. И автобус ходит не два раза в день, а каждый час-полтора. Вот такой парадокс: в Германии, где каждый взрослый член семьи, за небольшим исключением, имеет собственное авто, пригородное сообщение организовано намного лучше, чем в Беларуси, где не каждая семья может себе позволить машину.
Кроме автобусов, в пригородном и междугородном сообщении активно используются региональные поезда. Их любят те, кто работает далеко от дома (50 и даже 100 км – не редкость). Доезжают до ближайшей станции на машине, садятся в поезд, а на станции прибытия их ждет… припаркованный заранее велосипед. И выгодно, и для здоровья полезно! Кстати, велосипедом охотно пользуются и те, кому до работы недалеко – такая прогулка только в радость.
Велопарковка возле ж/д вокзала, Брауншвайг.
Такси пользуются спросом – доехать до аэропорта, например, или домой после вечеринки. Пожилые люди, которые уже не могут водить машину, используют такси для поездок, скажем, к врачу. Но, как и в Беларуси, это довольно дорого и поэтому практикуется лишь изредка. Поездка может стоить от 1 до 3 евро за километр плюс 3-4 евро за вызов. Чем больше расстояние, тем дешевле. Ну, и простой дополнительно оплачивается. Так что тоже не разгуляешься.
Но самым популярным транспортным средством в Германии является, конечно, личный автомобиль. По многим причинам – начиная от экономической целесообразности и заканчивая свободой передвижения. Арендовать машину дорого, потому рентакарами пользуются либо туристы, ненавидящие пешие прогулки, либо люди, по каким-то причинам не имеющие возможности ездить на своем авто. Нам довелось однажды воспользоваться услугами прокатной фирмы. Машина была хорошая, никаких претензий, но цена не порадовала – 25 евро в сутки плюс бензин. Хотя это еще считается недорого. Так что для долговременного пользования это не вариант.
Преимущества личной машины очевидны. Не зависишь ни от расписания, ни от маршрута, ни от погоды, не мешают попутчики (и ты им тоже), ну и, наконец, не надо на себе тащить сумки, детей, собак... Да и многие профессии требуют мобильности, а служебный автомобиль выделяют не всегда. Так что если приехал сюда надолго – становись автолюбителем.
Каждый выбирает себе машину по душе… И по карману. Кстати, владельцы старых машин в оригинальной комплектации получают маркер H (History) на номерной знак и сильно экономят на налогах.
– Во что обходится мигранту покупка машины?
Купить здесь машину – не проблема. Нужны лишь энная сумма денег, здешняя регистрация и немного времени. Конечно, лучше и приятней всего покупать новенькое авто в салоне. Но это не слишком дешево. Хотя и кредиты еще никто не отменял. Правда, для этого надо иметь постоянный контракт на работу с достаточной зарплатой. Но для мигранта, приехавшего без внушительной суммы на счету, это все равно дорого – надо учитывать и стоимость страховки, и налог, ну и бензин, наконец. Бюджетный вариант – подержанная машина. Тут выбор огромен. Разброс цен – от 50 евро и до нескольких десятков тысяч. Слишком уж экономить не стоит – очень дешевый рыдван наверняка потребует ремонта в несколько тысяч, даже если в момент покупки на ходу и даже с техосмотром. Хорошо, если есть пара-тройка тысяч – это будет неплохая машина, не требующая больших вложений. А я, например, вполне довольна своей 17-летней «Ауди», купленной за 400 евро (плюс 250 – замена тормозов, амортизаторов и аккумулятора). Горя с ней не знаю.
Сама покупка много времени не занимает. Продавец пишет контракт (заверять его нигде не надо – достаточно подписи продавца и покупателя) – ты платишь деньги. Все – ты счастливый автовладелец. Затем берешь документы и идешь оформлять страховку, и последний шаг – регистрация авто в соответствующем учреждении (это занимает минут 15) и получение номеров. Номера, кстати, ты можешь выбрать по своему желанию и абсолютно бесплатно, главное, чтобы желаемая комбинация букв и цифр была свободна. Так что все просто. Теперь можно на заправку – и в путь.
Наемный лимузин на торжество – это банально. А вот на такой машинке прокатиться куда приятней.
Стоимость топлива варьируется, иногда довольно сильно, от заправки к заправке. Есть компании подешевле, есть подороже. Даже на станциях одной фирмы цены могут существенно отличаться – в зависимости от расположения. Цены меняются и в зависимости от сезона. А еще играет роль время суток. Вечером или ночью, к примеру, заправишься по 1.21 за литр, а уже утром заплатишь 1.29.
Ах да, самое главное: чтобы наслаждаться прогулками на своем авто, надо иметь водительское удостоверение. С белорусскими правами можно ездить по Германии в течение полугода с даты въезда, а потом надо получить немецкий документ. Для этого достаточно сдать экзамены - теорию и вождение. Теорию, кстати, можно сдавать и на русском языке, надо только заранее сказать об этом. Обойдется все это примерно в 250-350 евро. Ну, а если прав нет – добро пожаловать в автошколу. Стоимость обучения зависит и от автошколы, и от твоих способностей. Можно уложиться в 1000-1200, а можно и на 3-4 тысячи «научить». Дорого, конечно, но зато очень качественно.