Александр Николаевич Кричко в «убойном» отделе ГУВД с 2002 года. Начинал оперуполномоченным. Впоследствии руководил отделом милиции Первомайского района. Считает, что уровень преступности, вопреки расхожему мнению, зависит не от экономической ситуации, а от политической: «чем стабильнее обстановка в государстве, тем меньше преступников».
И все же наш разговор с начальником угро, конечно же, начинается с «громких» дел этого года. Например, все помнят жестокое убийство в лесопосадке на улице Лынькова в июле. 33-летнему бобруйчанину было нанесено более 30 ножевых ранений. Как стало известно милиции, молодой человек в компании пятерых друзей отдыхал в бане, потом все пошли гулять. Когда остались втроем, решили «добавить» к выпитому спиртному на квартире одного из друзей. Затем стали меряться силой, показывать приемы. «Забавы» продолжились и на улице, когда уже вдвоем возвращались домой. Тот, кто оказался самым слабым, не выдержал и в ярости схватился за нож.
– Изначально из всех подозреваемых он был на последнем месте: самый слабый, тихий и спокойный, – рассказывает Александр Николаевич. – Просто человека спровоцировали, плюс алкоголь, и произошло то, что произошло: одного похоронили, второй будет отбывать наказание.
Вообще, алкоголь – главный спутник почти всех тяжких преступлений. Начальник угрозыска признается, что несмотря на свой опыт работы в этой сфере, его потрясло убийство, произошедшее пару лет назад в доме на Интернациональной, когда муж – человек не судимый, бывший военный – в алкогольном опьянении убил жену и дочь.
– Все там кровью было залито… а он не помнил совсем, как это произошло, – вспоминает шокирующие подробности Александр Николаевич.
Убийство пожилого мужчины и ограбление его дочери на улице Розы Люксембург, наконец, сдвинулось с «мертвой» точки. Двое подозреваемых уже в изоляторе, ждут суда, но показаний не дают.
– Это ранее судимые бобруйчане, имеющие большой преступный опыт. Действовали они, скорее всего, по наводке, – говорит А. Кричко.
– В этом году произошло 8 убийств, все они раскрыты, – добавляет начальник угрозыска. – Практически все случились на бытовой почве и по одной схеме: муж-жена, сожители или знакомые, товарищи выпили вместе, повздорили, и, как результат – трагедия. Следует помнить, что если человек однажды поднял на тебя руку, то последует и второй раз, и третий... Нужно сразу бить тревогу, обращаться в милицию.
Резонансным можно считать и дело о совращении 13-летней бобруйчанки. Девочка знакомилась в Интернете со взрослыми мужчинами 25-29 лет, встречалась с ними и вступала в половую связь.
– Выяснилось, что все было по обоюдному согласию, но нужно понимать, что по отношению к ребенку таких действий совершать нельзя, они уголовно наказуемы, – говорит А. Кричко. – Дело одного из обвиняемых уже направлено в суд, в отношении двух других дела возбуждены. А выяснилось все случайно, когда вскрылась ее переписка в соцсетях, после чего родители обратилась в милицию, и виновных быстро установили.
– Александр Николаевич, ваша работа – это действительно «служба дни и ночи»?
– Работа – это когда ты ушел в 7.00 и пришел домой в 18.00. Когда отдыхаешь по выходным, и тебя не волнует, что там на работе происходит. У нас же, если случается преступление, я должен быть там. Работу сделали, только тогда пошли по домам, бросать на полпути нельзя.
– Где же ваша отдушина после такой «работы»?
– С годами учишься переключаться. Я домой прихожу и полностью переключаюсь на семью. Хотя не у всех это получается, потому бывают конфликты. Умение переключаться – не врожденное качество, его нужно постоянно в себе тренировать.
– Как семья мирится с вашим отсутствием выходных?
– Жена, хоть и трудится совсем в другой области, все понимает. Когда мы познакомились, я уже был сотрудником уголовного розыска и сразу объяснил ей специфику. Мы в браке 13 лет, у нас двое детей: сын 12-ти лет и дочь 5-ти лет. А мое хобби – это спорт. Делаю зарядку, бегаю, на турниках занимаюсь, могу в футбол поиграть. На гитаре неплохо играю.
– Давно хочу узнать от специалиста: в милицейских сериалах правду показывают?
– 90% в них – сказки. Например, в фильмах очень быстро проводятся экспертизы: кровь сравнили, бычки нашли со слюной, и преступник пойман. В реальности не так. Во-первых, экспертизы эти очень дорогие, и проводят их в особых случаях. Во-вторых, длятся они порой несколько месяцев. Еще в сериалах преступников очень быстро изобличают, а в реальной жизни практически никто не признается. Вот, летом мы раскрыли кражу госимущества на предприятии: преступник на месте оставил плоскогубцы, на которых, естественно, остался его «след». Экспертизу делали больше месяца. И все это время вину свою он отрицал. Но по результатам экспертизы, свидетельским показаниям вина его была доказана. Мой любимый фильм – «Место встречи изменить нельзя», я его смотрю примерно раз в год в течение уже лет 20-ти. Многие выражения из этого фильма мы используем в своей работе.
В уголовном розыске Бобруйска работает 61 человек, в том числе две женщины. В структуре – 4 подразделения: отдела уголовного розыска УВД, три отделения: Ленинского, Первомайского районов и розыскной работы.
Всем своим коллегам Александр Кричко желает: «Долгих лет жизни и работы в милиции. Потому что, как правило, человек, который от нас ушел, особенно без выслуги, трудно находит себя в другом месте. Здоровья. Понимания в семье. Обязательно «оперской» удачи! Если ее нет, можно проделать колоссальную работу и не получить результата. В 2009 году был такой случай: поехали срочно человека опросить на Форштадте. И тут видим: идет мужик с баулом, перчатки на руках, шапочка почти на глазах, а лето, жара. «Ты откуда?» – «От знакомых иду». Заходим в указанный дом в частном секторе – окно разбито, все перевернуто. Мы его – в отдел, а через полчаса пришли пострадавшие писать заявление о краже. Или, бывает, есть несколько версий, выбираешь «пальцем» одну из них, и она оказывается правильной. Так что, удачи нам!»