От значков до самоваров. Бобруйский коллекционер «делает бизнес» на том, что многие отправляют на свалку

5260
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Бобруйчанин Андрей Рыбаков хорошо известен многим коллекционерам, а на центральном рынке его лоток, где можно найти множество раритетов, неизменно привлекает внимание прохожих. Да и как не остановиться возле вымпелов с советскими значками, статуэток «из детства» и проржавевших немецких касок, у каждой из которых – своя история?

Бобруйчанин Андрей Рыбаков.Бобруйчанин Андрей Рыбаков.

Поначалу коллекционирование было для Андрея любимым увлечением. Признается, что с первого класса собирал все, что только можно было придумать – монетки, марки, этикетки, футбольную символику. Нашему собеседнику повезло, так как его бабушка в советские времена была «выездной», то есть, могла относительно беспрепятственно бывать за границей. Прадед Андрея погиб в Польше и похоронен в городе Хелмно, к нему-то на могилу и ездила родственница, возвращаясь с импортными подарками, часть которых тут же пополняла коллекции Андрея.

Наш собеседник работает на ОАО «Белшина» но признается, что именно экономические трудности в свое время заставили его выйти на рынок с коллекционными предметами. Да и сейчас торговля ими является для Андрея существенным финансовым подспорьем.

Нагрудные знаки.Нагрудные знаки.

– Получил на работе расчетный после отпуска – полтора миллиона. Разве на эти деньги можно прожить? – усмехается мужчина и соглашается рассказать пару забавных историй из собственного опыта коллекционера с многолетним стажем.

О бобруйских мамонтах, пользе меди и игрушках из «Киндера»

Все коллекционеры в Бобруйске между собой так или иначе связаны. Во-первых, они состоят в соответствующем обществе, удостоверение которого нам охотно демонстрирует собеседник. Во-вторых, это особое братство, в котором люди не только обмениваются тем, что собирают, но и делятся информацией, помогают продать или, наоборот, купить предметы для своих коллекций. Кроме этого, такие люди постоянно выступают экспертами.

– Даже на работе ко мне часто подходят, показывают самовар или утюг, а я говорю, сколько он может примерно стоить, – рассказывает Андрей.

Игрушки из Игрушки из "Киндеров".

Он не скрывает, что приобретает многие вещи у бобруйчан, а потом продает их коллекционерам. И признается, что люди очень часто выбрасывают на свалку то, что для других может представлять абсолютную ценность. Кто-то коллекционирует почтовые открытки, кто-то – советские гоночные машинки, а кто-то – игрушки из сладких «Киндер-сюрпризов».

– А чем вы удивляетесь? «Киндеры» выпускаются сериями, и часто у человека собирается штук десять одинаковых игрушек, которыми он хочет с кем-то обменяться, – улыбается Андрей и демонстрирует увесистый мешок с фигурками сказочных персонажей. – В среднем «Киндер» стоит у нас около 20 тысяч, но есть коллекционные серии, в которых одно яйцо доходит до 70 евро. Зачем покупать целый «Киндер», когда можно прийти и выбрать у меня подходящую игрушку?

Если вы думаете, что «Киндерами» увлекаются только дети, то глубоко ошибаетесь. Взрослым тоже не чужда страсть к собирательству миниатюрных игрушек. Андрей лично знаком с женщиной, коллекция которой насчитывает порядка 7 тысяч таких фигурок. В ответ на намек о психическом здоровье таких фанатичных собирателей Андрей лишь пожимает плечами и говорит, что у каждого человека есть свои «тараканы» в голове.

– Ко мне тут повадился ходить мужчина, который буквально пригоршнями скупает старые медные монеты, – смеется Андрей. – Попытался узнать у него: зачем? Выяснилось, что по рецепту Малахова он натирает их напильником и употребляет в пищу, чтобы восполнить нехватку меди в организме. Причем, для этого нужны именно старые монеты – чем древнее, тем польза больше.

Медные деньги нынче в цене не только у коллекционеров, но и у приверженцев здорового образа жизни.Медные деньги нынче в цене не только у коллекционеров, но и у приверженцев здорового образа жизни.

А однажды нашему собеседнику позвонил неизвестный и сообщил, что «поднял» шкуру мамонта.

– До сих пор ее везет, – не без иронии отмечает Андрей и добавляет, что знает человека, который в поле действительно откопал две кости мамонта и повесил у себя на стене – такие находки обычно не продаются.

Про табу и грабителей

Чтобы вписаться в правовое поле, Андрею пришлось набить немало шишек. Зато теперь он точно знает, чем нельзя торговать, если не хочешь проблем с законом. Поэтому отказывается, если ему предлагают приобрести иконы и драгоценности, а также обходит десятой дорогой «черных копателей».

– Сегодня даже за ржавую запчасть от оружия можно получить срок. Аргументация простая: ее можно почистить и использовать по назначению, – отмечает Андрей и признается, что с «органами» ему все же время от времени приходится иметь дело. Как правило, его беспокоят в тех случаях, когда кого-то ограбили, и есть вероятность, что какие-то вещи могут «всплыть» у коллекционеров. Но со случайными продавцами Андрей предпочитает не работать. Как правило, к нему приходят люди с рекомендациями. Но бывают и исключения, когда прямо на рынке подходят бобруйчане и предлагают купить действительно раритетные вещи.

– Однажды мужчина предлагал семейную реликвию – немецкий фотоаппарат времен Первой мировой войны, всего за 50 долларов. Тогда у меня не было денег, а теперь вот жалею, что не купил, – вздыхает Андрей.

Немецкие каски.Немецкие каски.

– А вообще, коллекционеров часто грабят?

– Да, бывает. У меня вот пару лет назад квартиру обчистили. Действовали целенаправленно, так как вынесли только две немецких каски и немецкий телефон. Каски не из дешевых, одна из них, начала 20 века, с рогами, стоит примерно 600 долларов. Ее один знакомый в Бобруйске откопал, когда ворота возле дома ставил. Так что люди знали, что брать.

– Получается, что другие предметы менее ценные?

– Для меня здесь все очень ценное. И любой коллекционер вам скажет то же самое. Ведь люди часто ищут то, что другие отправляют на свалку. Старая мебель, часы, машинки, монеты, советские открытки, бинокли, утюги и даже пуговицы – все это может представлять ценность.

Коллекционные машинки.Коллекционные машинки.

«Не думал, что на старости лет стану барыгой»

Когда речь заходит о том, чтобы правильно оценить вещь, то Андрей нередко прибегает к помощи интернета. Правда, сам он им пользоваться не умеет и признается, что дома компьютера нет до сих пор.

– Нет у меня времени этому учиться – работаю ведь фактически на двух работах, – отмахивается Андрей и говорит, что в таких случаях всегда помогают друзья. Для них не составляет труда найти во «всемирной паутине» необходимую информацию. Кроме того, богатый личный опыт в этом деле тоже играет не последнюю роль. Иногда на форумах те же монеты предлагают за сумму, которая в несколько раз превышает ту, по которой их продает наш собеседник – все зависит от спроса на тот или иной вид товара.

Купля-продажа никогда особо не интересовала Андрея, но жизненные обстоятельства заставили взглянуть на ситуацию под другим ракурсом. Свою коллекцию он рассматривает как надежное капиталовложение и подспорье в старости.

– Если что-то случится, то я всегда смогу что-то продать и получить деньги, – рассуждает наш собеседник, отмечая, впрочем, что в торговле коллекционными предметами есть своя специфика. Иногда покупатель находится моментально, но бывают случаи, когда нового владельца вещь ждет годами.

– Не думал, что на старости лет стану барыгой, – добавляет Андрей и подмигивает: мол, если что-то надо – статуэтки-«рыбки», запчасти от электронных часов, колесики от гоночных машинок – обращайтесь!

Значки эпохи развитого социализма.Значки эпохи развитого социализма.Старые белорусские деньги тоже пользуются спросом.Старые белорусские деньги тоже пользуются спросом.

Бобруйчанин Андрей Рыбаков.Бобруйчанин Андрей Рыбаков.

Коллекционная керамика.Коллекционная керамика."Блошиный рынок" на Социалке.