Ремесленник Сергей Лугин: «Доход зависит от платежеспособности населения, на которую я никак не влияю…»

2823
Александр КАЗАК. Фото автора.
В мастерскую ремесленника-гончара Сергея Лугина в Титовке можно попасть только через… проходную. И даже предъявив удостоверение для регистрации, нельзя отправиться к мастеру горшечных дел самостоятельно. Нужно дождаться провожатого, который, как на каком-нибудь секретном предприятии, обеспечит встречу с героем будущей газетной публикации.

Ремесленник-гончар Сергей Аркадьевич Лугин.Ремесленник-гончар Сергей Аркадьевич Лугин.

А все потому, что располагается он на территории закрытого акционерного общества «Художественная керамика», которому посвятил ровно четверть века своей трудовой биографии.

Имея образование, полученное в Бобруйском художественном профессионально-техническом училище №15, он все эти годы работает модельщиком-каповщиком, давая на-гора цветочные горшки и кашпо. И хоть в умелых руках девчат они затем превращаются в затейливо расписанные, классические и модерновые, яркие цветные вещицы, в 2010 году Сергея неодолимо потянуло к корням гончарного ремесла, и он стал индивидуальным предпринимателем.

– Сергей, вам что, не хватало свободы творчества на предприятии?

– Можно сказать и так. А точнее – в рамках производственных заданий, утвержденных худсоветом образцов и необходимости выполнения планов хотелось еще и как-то самовыразиться. Став ИП, сам себе стал и снабженцем, и наладчиком, и дизайнером. Вернулся к народным истокам в изготовлении керамики.

– Но еще вам, наверное, пришлось стать и сбытовиком, бухгалтером?

– Без этого никак. Поэтому, когда узнал о соответствующем указе о ремесленной деятельности, я оформился ремесленником, чтобы платить налог по упрощенной схеме – одну базовую величину один раз в год.

– Процедура оформления не отбила охоту заниматься любимым делом?

– На удивление, все прошло без волокиты. Уплатил сбор – тогда это было 150 тысяч рублей, подал заявление о постановке на учет в налоговую инспекцию, приобрел книгу проверок и – за работу.

– А ничего, что новый статус как бы лишил вас ореола, который окружает любого выпускника художественного училища? У нас ведь название «ремесленник» зачастую противопоставляется званию «художник»?

– Но кому-то и горшки необходимо лепить и обжигать – не боги же это делают. А место для творчества в любой работе есть.

– Судя по тому, что читал в газетах лет пять назад, ремесло ваше, что называется, нашло своих почитателей?

– Людям, пока они живут, всегда нужна удобная и безвредная посуда для пищи, другие красивые изделия бытового назначения. Поскольку работаю только с глиной, то гарантирую, что моя продукция соответствует этим требованиям. Я не работаю с красителями – только природный материал, вода и высокая температура.

– И то правда, сырье у вас самое что ни на есть подручное, а точнее, подножное…

– Не скажите. На территории Беларуси хоть и открыто более двух сотен месторождений подходящей для гончарного производства глины, однако разрабатывается сейчас лишь около половины. Наше предприятие «Художественная керамика» пользуется сырьем с крупнейшего – Гайдуковского в Минской области. По договоренности с руководством я тоже использую эту глину. Есть пригодная и у нас, поближе, но карьеры для разработки закрыты. А материал для выпуска продукции должен быть сертифицирован – вот и вынуждены возить глину из-под Радошковичей.

Ремесленник-гончар Сергей Аркадьевич Лугин.Ремесленник-гончар Сергей Аркадьевич Лугин.

– Сергей, вот вы закупили сырье и пустили его в дело…

– Да, размалываю глину, разминаю с водой, фильтрую и – на круг. На нем и начинается процесс собственно творчества, в котором участвуют не только руки, но и голова, сердце, душа. Не будешь жить этим – получатся черепки, а приложишь и вложишь это все – получишь не только посуду, которая накормит, но и изделие, радующее не только собственные сердце и душу… Вот и получается, что горшки прокладывают путь от сердца к сердцу, от души к душе. Но пока это случится, пройдет не менее двух недель: керамика будет сушиться, обжигаться, глазироваться и вновь обжигаться.

– Вы говорили о народных корнях своего ремесла. Насколько они глубоки? Судя по электрическому двигателю на вашем гончарном круге, зарубинецкую керамику вы не возрождаете?

– Нет, конечно. В ХХI веке позволяю себе пользоваться и электрической печью для обжига изделий. Но принципы древних гончаров в изготовлении посуды стараюсь сохранять: минимум декора, удобство в пользовании. Приемы работы, ее технология, формы горшков, мисок, жбанов, кружек настолько проверены веками, что и придумывать много не приходится. В оформлении поверхностей, в орнаментовке тоже придерживаюсь традиционных мотивов.

– Людям нравится ваша посуда в народном стиле?

– Если бы не нравилась, не покупали бы. Мы много ездим по ярмаркам, фестивалям народного творчества и убеждаемся в спросе на экологичную и без наворотов нашу продукцию.

– Вы в ремесле уже не один?

– Реализацией занимается сын Саша.

– Быть может, и он из подмастерья превратится в продолжателя семейного дела?

– Не исключаю, ведь во мне тоже в свое время проснулись гены деда Василия Савича, бондарничавшего на всю округу.

– Полагаю, творческий ваш потенциал не исчерпывается только кухонной утварью?

– Выполняю работы по заказам, какие-то авторские вещи. Вот недавно изготовил партию глиняных колокольчиков…

Связаться с Сергеем Аркадьевичем Лугиным можно по номеру
+375-44-750-26-00.

– На фоне их малинового звона кажется, что и проблем у вас никаких нет…

– Как же без них – это не жизнь. Заботит, скажем, законодательное требование о том, что если ремесленник сам продает свои работы, его годовой доход должен быть не менее 20 базовых величин, иначе нужно будет заплатить налог на тунеядство. Но ведь это зависит от платежеспособности населения, на которую я никак не влияю…