Бабий бунт в кринолине. Театр закрыл 71-й сезон комедией Гольдони

2231
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александр ЧУГУЕВА.
Театр может быть любым, но неизбежно наступает период, когда зритель устает от умных, философских, драматических постановок. И тогда на смену приходит буффонада, которая вызывает в зале нескончаемый поток веселья и заставляет публику отбивать ладоши. Именно таким премьерным спектаклем под названием «Самидуры» 15 июля завершил свой 71-й сезон Могилевский областной театр драмы и комедии В.И.Дунина-Марцинкевича.

Действие в постановке по пьесе «Самодуры» итальянского драматурга Карла Гольдони разворачивается в 18 веке, однако режиссер Наталья Кашпур «привязала» события к нашим дням, превратив обычную уборщицу музея в сеньору Маргариту. Заезженная жизнью слуга совка и швабры, яркий образ которой создала Алла Грахова, в одночасье превратилась в супругу зажиточного купца Лунардо. Да еще и обзавелась юной падчерицей, мечтающей до обморока поскорее выйти замуж. Пока Лучетта, в которую перевоплотилась актриса Дарья Шаршина, донимает мачеху расспросами о женихах, ее папа уже подыскал ей выгодную партию. Но вот незадача – сеньор Лунардо является самым настоящим самодуром, который собрался выдать дочь замуж «втемную». То есть, увидеть суженого девушке предстоит лишь на свадьбе.

Собственно, практически все мужчины в постановке представлены сатрапами, которые диктуют женам свою волю, определяя, во что им наряжаться, куда ходить и с кем общаться. Поэтому благоверные и награждают их весьма меткими прозвищами, именуя бирюками, козлами, индюками и сволочами. Мужчины не остаются в долгу, и обстановка на сцене постепенно накаляется. Да и как может быть по-другому, если сеньор Лунардо в исполнении Вадима Бабинича то и дело отвешивает своим дамам тумаки и предлагает убраться вон. А сеньор Маурицо, в которого перевоплощается Александр Парфенович, – отец незадачливого жениха Филипетто – вертит собственным отпрыском, как собака хвостом. В итоге зреет бабий бунт, зачинщицей в котором выступает сеньора Феличе (Наталья Будник) – единственная дама, муж которой, сеньор Канчано (Сергей Бобровник), является типичным примером подкаблучника.

Но сперва милые дамы проделывают весьма забавную штуку – решают познакомить молодых втайне от своих супругов. Так как события разворачиваются в последний день венецианского карнавала, жениха обряжают барышней и под видом гостьи приводят в дом невесты. Молодые люди влюбляются друг в друга с первого взгляда, но обман вскрывается и – да здравствует скандал в благородных семействах! Пока зрители надрываются от хохота, мужья придумывают изощренные наказания коварным женам, посмевшим им перечить.

– А что, если их отправить в монастырь?

– Это будет скорее наказание не для них, а для нас!

А все потому, что свободы у жен за монастырскими стенами будет гораздо больше, чем в собственных домах. И женщины это начинают постепенно осознавать. Тут стоит вернуться к названию постановки – в версии Натальи Кашпур «Самодуры» превратились в «Самидуры». Весьма точное определение, которое указывает на то, что дамы сами во всем виноваты. Ведь это они позволили супругам превратиться в бирюков и диктаторов, для которых собственное мнение является непреложной истиной. Обратная сторона медали – модель семейного счастья от четы Канчано, где муж давно уже не имеет собственного мнения. Где же золотая середина?

Этот вопрос вечен, потому что им задаются все без исключения пары, но лишь немногие из них готовы дать вразумительный ответ. Актеры же со сцены предлагают зрителям просто оставаться людьми и любить друг друга. Не забыв, впрочем, добавить нотку иронии в семейную идиллию. Коль уж мужа приперли к стенке, остается констатировать: кто умнее, тот и уступает. А вот сеньоре Феличе можно мысленно поаплодировать за то, что свои феминистические штучки она использует во благо семьи. И пусть со стороны ее супруг выглядит полным ничтожеством, в компании благоверной скучать ему явно не приходится. Да и сама Феличе знает меру в шалостях, при всей своей экстравагантности оставаясь верной, любящей и заботливой женой.

А что же гласит мораль пьесы? Да все то же: женщины могут быть коварными и вероломными, но в этом – заслуга мужчин, которые зачастую делают все возможное и невозможное, чтобы превратить своих спутниц жизни в настоящих ведьм.

***

На финальной премьере 71-го сезона был аншлаг. И это удивительно, ведь загнать публику в театр летом практически невозможно. Но в этот вечер зал оказался полон, и зал рукоплескал актерам, которые заставили зрителя смеяться.

Подводя итоге ушедшего сезона, директор театра Вероника Винель поблагодарила коллектив за прекрасную работу и поздравила с премьерой. А также вручила заслуженные награды тем, кто из года в год заставляет бобруйчан проживать вместе с героями различных постановок целые жизни, улыбаясь сквозь слезы и плача от хохота.

Кого наградили?

Благодарностью Министерства культуры Республики Беларусь:

– актрису и режиссера-постановщика театра Наталью Кашпур;

– актрису Аллу Грахову.

Почетной грамотой администрации Ленинского района Бобруйска:

– актера Павла Микулика.