Ботанический сад отдыхает! Бобруйчанка превратила свой огород в райские кущи

3867
Владимир РЕПИК. Фото автора.
190 сортов высокосортных коллекционных пионов, от бледно-розового до кроваво-красного цвета. Смотреть на них можно бесконечно: махровые, обычные, пионовидные, похожие на розу… Свыше трехсот сортов ирисов, стоимость коллекционных сортов которого просто зашкаливает. А еще у героини этого материала, бобруйчанки Елены Жильцовой, круглый год растет в саду шоколадное дерево. Конфеты, конечно, на нем искать бесполезно, но вот запах!

– Ботнический сад отдыхает!», – воскликнул я, попав на огород к Елене Романовне. – Вот такую бы красоту, да для всего города!

Действительно, такого разнообразия растений мне видеть раньше не доводилось. Но – обо всем по порядку. Проблуждав в дебрях частного сектора и отыскав переулок Доватора, я еще долго пытался найти заветную калитку. Люди на Жуковского больно уж приветливые, с тем минут десять поговоришь, с другими познакомишься. На переулке Слуцком, издалека, в свой адрес от двух подвыпивших мужчин услышал:

– А ты, наверное, из Израиля приехал? Гость, да? Тебе на Доватора? Тогда дуй в сторону озера возле «Красного пищевика»!

Оттуда меня направили совсем в другую сторону. Как в Прибалтике времен СССР – ответили, но совсем не то, что хотелось услышать. Ко всему прочему, меня угораздило обуть летние туфли с сеточкой, и через полчаса по пыльным дорогам они были полны песка – немного воды, цемента, и получится ходячая бетономешалка.

… Хозяйка «ботанического сада» на Доватора сильно удивилась, что после звонка я явился к ней в сад аж чрез полтора часа.

– Это ж как так можно плутать?! – всплеснула руками Елена Романовна.

Объясняю, что всему виной мое чрезмерное общение и жажда новых знакомств. С первых шагов чувствую, что глаза мои, как у камбалы, в разные стороны от увиденного разъезжаются Елена Романова, как заправский гид, без умолку рассказывает о своих питомцах. Вот группа хост – миниатюрные и крупнолистовые, перечисляет сорта. Вот почвопокровные, а вот настоящая экзотика – растет, радуется жизни нечто прикольное, листья как будто надувные.  Рядом дерево-кустарник, более двух метров в высоту, ни одного листика – всё, абсолютно всё, усеяно розоватыми цветами, которые ниспадают гроздьями и поражают ароматом.  Не знаю, пустят ли меня в рай, но если пустят, то уверен – там будет точно такой же аромат.

 Захожу на огород и чуть ли не падаю в обморок от удивления, потому что такой стерильной чистоты на грядках мне не доводилось встречать. Автоматически снимают туфли и прошу разрешения у хозяйки вытрясти из них песок – а вдруг оставлю грязь? Хозяйка, увидев странного журналиста, шлепающего в носках по дорожкам, лишь улыбаясь – конечно, нет проблем. Скорее всего, про себя подумала, что я явно перегрелся на солнце. Ну, да ладно.

И снова Елена Романовна превращается в профессионального гида, сыплет терминами и названиями, рассказывает об особенностях полива и обрезки растений. За новинками для сада и огорода моя собеседница готова поехать на край света. И едет, чего уж там. В Минск, Москву и другие города, отдает последние пенсионные гроши за экзотику и ничего поделать с собой не может. Недавно, узнав о новом сорте, заказала себе по интернету из самой Америки ирис. Да какой! Просто фантастика!

– Ирисы лучше всего чувствуют себя на закате и на рассвете, в это время они наиболее ароматны, – делится наблюдениями Елена Романовна. По ее словам, особого ухода ирисы не требуют, вредителями и болезнями почти не поражаются.

– Вот Харртстоун, – указывает она на огромный цветок невообразимой терракотовой окраски, которым по праву гордится.

 У Елены Романовны есть в Бобруйске единомышленники, но таким изобилием растений они не могут похвастать. Скумпия фиолетовая, белоснежный клематис, обвивший старое дерево, которое словно бы окутано снежным облаком. Зверобой, герань с огромными крупными цветками, жасмин пестролистный, фиалка, актинидия, у которой половина листочка белая, а вторая – зеленая или розовая, каликант виргинский, пузырник, лапчатка, ива Матсуда (змеевидная), поразившая меня своим цветением кольквиция… Этот список можно продолжать до бесконечности. Правда, сама Елена Романовна затрудняется ответить, сколько всего растений у нее на участке. Знает только, что одних пионов – 190 сортов.

 Экскурсия длилась долго, рассказ собеседницы слушал бы бесконечно. Удивляло, что многие тропические растения не просто прижились на бобруйской земле, но и прекрасно переносят белорусские зимы. Интересуюсь, почему бы хозяйке не продавать излишки? Ведь покупатели на такой товар наверняка найдутся.

– Времени не хватит на все эти бесконечные разрешения и справки, подсчеты и другую казуистику, – отвечает Елена Романовна. – Не до этого мне.

А вот бесплатно поделиться цветами с теми, кто увлекается их разведением, Елена Романовна готова. Поэтому ждет гостей в своем роскошном саду по переулку Доватора, а договориться о визите можно по телефону 48-26-03.

… Ушел я от хозяйки такой красотищи с двумя пакетами ирисов в подарок, о которых и мечтать не мог. Буквально летел по дороге и сиял от счастья, а в голове крутились слова известной песни: "Луна, луна. Цветы, цветы". Где-то минут через пять понял, что иду по переулке в носках, туфли-то свои от радости забыл в огороде у Елены Романовны. Вот как бывает! А еще вот что подумалось: такой бы ботанический сад да создать в Бобруйске, для всех! Отбоя бы от туристов в городе не было!

Корреспондент "Вечерки" с подарком от Елены Жильцовой - роскошными ирисами. Корреспондент "Вечерки" с подарком от Елены Жильцовой - роскошными ирисами.