С высоты высоких технологий
– Александр Михайлович, глобализованный мир и, естественно, мы в нем не могут общаться и быть в курсе событий лишь с помощью стационарного телефона, подключенного к аналоговой АТС. Это как бы прошлый век. Сегодня узел электросвязи – гораздо больше, чем телефония, так как его повседневными заботами стали интернет, телевидение и все, что связано с ними в современном мире. Даже медные провода, соединявшие собеседников на разных концах телефонных линий, уступают место оптоволоконным кабелям…
– Мы уверенно идем по пути внедрения новейших оптоволоконных достижений. Если три года назад было переведено на использование технологий xPON и GPON в Бобруйске 4 тысячи абонентов, то через год уже 8 тысяч, в минувшем – 12 тысяч, а в нынешнем их уже более 20 тысяч.
– Что позвало или заставило вас идти в народ?
– В первую очередь, возрастающие потребности наших клиентов в качестве потребляемых услуг. Если раньше они ограничивались минимумом в интернете – новостями да парой роликов, то теперь хотят и фильмы скачать, да еще с качеством HD и ультра HD. А его и обеспечивают новые технологии, увеличивающие скорость и стабильность получения информации. Посредством медного кабеля поступает 3-5 мегабит в секунду, а через оптоволокно – 100 мегабит. Сегодня устанавливаем оборудование, позволяющее принимать до 2,5 гигабит, то есть в 15 раз больше. А еще у нас есть аппаратура, обеспечивающая передачу со скоростью 10 гигабит в секунду. Вот что такое новые оптоволоконные технологии!
Кроме того, существует специальная государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества, предусматривающая совершенствование информационно-коммуникационной структуры, реализацию других высокотехнологичных проектов в 2016-2020 годах. До 2020 года весь Бобруйск будет буквально покрыт пассивной оптоволоконной сетью – именно так расшифровывается аббревиатура GPON (GigabitPON).
В редакции "Вечернего Бобруйска".
– И чем с ее помощью мы можем воспользоваться?
– Назову самые последние наши предложения. Если раньше бобруйчане отдельно платили за телефон, за интернет, за телевидение по разным лицевым счетам, то буквально с 19 апреля нынешнего года у них появилась возможность оплачивать эти услуги по одному счету. При этом в первом виде платежа исключено подразделение на суммы за местные, междугородные переговоры и абонентской платы за стационарную сеть – действует один безлимитный тариф разговоров внутри Беларуси. В оплате интернета учитываются лишь скорости доступа, от которых зависит размер сумм. Наконец, плата за пользование интерактивным телевидением «ZALA» завершает пакеты услуг под названием «Ясна», стоимость которых составляет от 225 тысяч до 295 тысяч рублей. Пакеты «Экспресс» и «Суперэкспресс», состоящие из двух услуг – предоставления интернета и телевидения «ZALA» – потребуют оплаты от 162 тысяч до 261 тысячи рублей в зависимости от скорости byfly.
– Все чаще приходится слышать о проекте «Умный дом». Просветите, пожалуйста, тех, кто хочет в нем жить.
– Устанавливаемое нами оборудование включает в себя различные датчики, контроллер, ведеокамеру и другие устройства, позволяющие дистанционно следить за порядком и поддерживать его в собственном доме с помощью, скажем, смартфона, находясь за его пределами. Что ни говори, а сработка датчиков движения или пожарной опасности, позволяющая вам вмешаться в ситуацию извне вплоть до отключения электроприборов или обзора помещений с помощью видеокамеры, лучше успокоят хозяев, чем информация от соседей по телефону, а тем более полное неведение. Такой услугой уже воспользовались более полусотни бобруйчан.
– Пока только горожане могут жить в таком доме?
– Нет никакой разницы от того, где находится квартира, дом. Главное условие – доступ в интернет. Информационно-коммуникационное обслуживание на селе у нас привязано к развитию агрогородков. Сегодня на центральных усадьбах наших агропромышленных предприятий имеется около трех десятков узлов широкополосного доступа в интернет, такого же как в городе. Поэтому уже в следующем году мы начнем продвигать xPON-технологию и на селе.
В редакции "Вечернего Бобруйска".
– Какова сегодня стоимость «умных вещей» в таком управляемом «умном доме»?
– Абонентская плата за базовый комплект оборудования составляет 52 тысячи рублей, плюс за каждый дополнительный датчик по 10 тысяч и видеокамера – 37 тысяч рублей. Начальный минимум же аппаратуры предоставляется в пользование бесплатно. Установка дополнительных приборов позволяет взять под контроль и управление практически все в доме – от кондиционера до мультиварки. А в принципе, по такой схеме уже разработаны концепции и «умного района», и «умного города».
– Как же на фоне остального информатизированного мира выглядят сегодня Бобруйск, наша страна?
– Из 195 стран мира Беларусь, по оценке Международного союза электросвязи, занимает вполне достойное 36-е место по уровню внедрения информационно-коммуникационных технологий. По темпам их развития мы входим в первую мировую десятку – скажите, в какой области знаний мы еще добились таких успехов! По степени проникновения широполосного доступа в интернет в расчете на 100 домохозяйств наша страна удерживает 23-25-ю позицию в мире. В нашем городе сегодня более 107 тысяч мобильных телефонов и свыше 95 процентов квартир обеспечены стационарной телефонной связью.
О земном на грешной земле
– Читатели газеты интересуются, когда появится в городе новый телефонный справочник на бумажном носителе?
– «Белтелеком» с 1999 года сам справочники не выпускает. Этим занимаются коммерческие организации. Для издания телефонной книги должны быть коммерческий интерес и экономическая целесообразность. Наверно, издатели в последнее время не видят ни того, ни другого. Мы же ежегодно предоставляем нашу абонентскую базу на аукцион для возможного использования в изготовлении справочника. Но в последний раз такая книга была выпущена в 2006 году. Важной причиной его отсутствия на протяжении стольких лет является бурная модернизация наших АТС с заменой номеров, когда просто не успеваешь зафиксировать изменения. В этом году, например, поменяется не менее 10 тысяч номеров в нашем городе…
– Нет предела совершенствованию, конечно, но когда-то база стабилизируется?
– Планируем завершить переоснащение к 2020 году. Пока же списки номеров наиболее социально значимых телефонов мы публикуем в печати, их можно отыскать в интернете. Да и обращения к нам по поводу справочника довольно редки.
– А с какими вопросами приходят к вам люди чаще?
– Процентов 80 наших клиентов как раз-то интересуются сроками подключения к оптоволоконной связи: дескать на соседней улице, в соседнем доме делают, а когда у нас?
В редакции "Вечернего Бобруйска".
– В редакцию, случается, жалуются на очереди, возникающие в сервисном центре узла электросвязи…
– Мы анализировали причины скопления людей – никакому разумному объяснению оно не поддается. На образование очередей влияют день недели и неделя месяца, погода и выплата зарплат, просто настроение каждого отдельно взятого бобруйчанина. Меня лично даже радуют небольшие очереди – значит наши услуги пользуются спросом. Тем не менее мы предпринимаем меры к их искоренению. Из последних предложений – заказ электронного талона на электронный ящик. Чтобы клиенты меньше приходили к нам, мы в буквальном смысле идем им навстречу: зимой, например, специальный автомобиль выезжал на обслуживание в Киселевичи, другие микрорайоны. Сейчас в 5-6-м микрорайонах раз в неделю работают палатки, где принимаются заявки, заключаются договоры, выдается оборудование. К немощным выезжаем на дом. Кроме того, настоятельно рекомендую всем активнее пользоваться услугами электронного личного кабинета. С его помощью любой пользователь, не посещая сервисный центр и не создавая очередей, может справиться о времени и адресах звонков по byfly, подключить новые тематические пакеты «ZALA» и многое другое.
– Читатели просят разъяснить: нельзя ли плату за интернет взимать как за разговоры по мобильному телефону – за фактическое пользование? А то бывает, месяц в отпуске не пользовался компьютером, а платишь по полной…
– Это уже прошедший этап. Раньше ведь пользователи и платили за скачанный трафик. Мы ушли от этого, внедрив безлимитный доступ и абонентскую плату за интернет. Для желающих есть возможность, уходя, например, в отпуск, зайти в электронный личный кабинет и поставить блокировку на данную услугу, а по возвращении так же снять ее. За время блокировки плата за интернет не взимается. За год можно использовать одну бесплатную блокировку на 30 дней, а за дополнительную плату еще на 15 и 45 дней.
– Александр Михайлович, поговаривают, что все неудобства ваших клиентов проистекают от монопольного положения на рынке телефонии…
– Это не так. Мы находимся в абсолютно конкурентной среде, в голосовом трафике «Белтелеком» отнюдь не монополист. Наряду с Viber и Skуpе наша компания едва ли занимает треть в общем объеме. Говоря образно, единственная наша монополия – в деревне, где никто не торопится установить 3 G или 4 G. То же самое с интернетом – только мы переводим село на широкополосный доступ в сеть. В этом году, например, будет проведено оптоволокно в поселок Редкий Рог, чем будет обеспечен широкополосный доступ в интернет. В следующем году оно придет в Большие Бортники, затем в Горбацевичи, Туголицу и так далее.
– Напомните, пожалуйста, насколько охвачен продвинутыми технологиями наш город.
– Не менее 30 тысяч человек пользуются возможностями xPON-технологии.
– А насколько могут помешать прогрессу в вашей отрасли киберпреступники или обыкновенные вандалы?
– К сожалению, всякие черные копатели, «металлисты», вандалы различных мастей пока никуда не подевались. Они рыщут, рвут, воруют все, что содержит цветные металлы. Но с внедрением новых технологий и им придет конец. Просто пропадет интерес, ведь с оптоволоконной линии нечего взять. Бесполезны кражи и устройств, применяемых в них, так как они идентифицируются при подключении в сеть. Сложнее дело будет обстоять с киберпреступлениями. Здесь я только стучу по дереву.
– Коснулся ли прогресс радиовещания, проводные репродукторы которого раньше были необходимым атрибутом в каждом доме?
– Интерес к постоянно звучащему радиоголосуу бобруйчан, по крайней мере, не угас. Со времени, когда мы простились с радиоточками, нами было продано более 15 тысяч УКВ-приемников. Вещание в FM-диапазоне будет развиваться и далее. Уже сегодня получили разрешения на свои частоты 5-6 учредителей, которые разместят радиопередатчики в передающем центре в Ясном Лесе.
– Рынок аудиоинформации наполняется, а как с телевизионным сегментом?
– Когда мы последними в городе пришли на рынок телевидения с «ZALA», нам говорили: что вы здесь хотите найти? А мы нашли уже около 30 тысяч пользователей. Бобруйчане откликнулись на все наши предложения интерактивного телевидения. У других операторов все смотрят то, что им показывают здесь и сейчас. А «ZALA» дает возможность управлять ТВ, смотреть свои передачи в свое время. Наше телевидение помогает экономить драгоценное нынче, как никогда, время.
– С чем вы обратитесь к бобруйчанам, живущим в одном из лучших городов нашей страны?
– Приходите к нам, и мы удовлетворим ваши потребности в информационных услугах, поможем всегда оставаться на связи. А город наш действительно один из самых комфортных для проживания. Я это понял после проведенных лет в Быхове и Санкт-Петербурге. Бобруйск удачно сочетает блага мегаполисов с их театрами и дворцами спорта с неоспоримыми преимуществами небольших зеленых городов с минимальными автомобильными пробками и тишиной над рекой.