Владелец магазина и продавец велосипедов Андрей Белявский.
А началось все в детстве, когда у Андрея появился свой собственный «Аист». Его отец в то время работал на Минском мотовелозаводе и получал заработную плату велосипедами – в бурные 90-е товаром со своими работниками рассчитывались многие белорусские предприятия.
– Естественно, их надо было куда-то девать, – рассказывает Николай Белявский, отец предпринимателя. – Родители у меня жили в деревне под Бобруйском. Вот я на выходных брал велосипед, вез сюда из Минска на электричке, становился на Социалистической у магазина «Космос» и продавал.
Бывший работник мотовелозавода вспоминает, что сперва он торговал своими велосипедами, потом о помощи в их продаже стали просить коллеги. В итоге мужчина сперва научился обналичивать собственную зарплату, а затем и зарабатывать на продажах. Признается, что по нынешним ценам ставил накрутку на велосипед в районе 10 тысяч рублей и находил покупателя на свой товар очень быстро. Когда бизнес пошел в гору, пришлось брать с собой по два велосипеда, затем – нагружать прицеп. Потом была регистрация в налоговой в качестве предпринимателя, торговля на различных рынках города. Ну, а вскоре к семейному бизнесу присоединился и сын.
– Собираемся в деревню, я и говорю ему – езжай, продай велосипед. Ну, пока мы картошку копаем, Андрей деньги зарабатывает. Когда поняли, что его доход перекрывает все другие, то задумались о собственном деле, – вспоминает Николай.
К далекому прошлому относится и история о том, как Андрей решил доехать из Минска до Бобруйска на велосипеде, но примерно в 20 км от столицы его «Аист» сломался.
– Договорились, что мы следом на машине поедем. И вот вижу – под Привольным идет сын по трассе и катит велосипед. Но не обратно, а в сторону Бобруйска – решил добираться пешком во что бы то ни стало, – смеется Николай.
Похоже, упорство и любовь к велосипедам в итоге сыграли ключевую роль в определении будущего Андрея Белявского, который убежден, что открыл свое дело лишь благодаря поддержке семьи.
– Меня в бизнес за руку привели, – признается он.
***
Магазин «Велоспортмастер» появился в Бобруйске полтора года назад. Андрей настоял на том, чтобы работать именно в нашем городе, хотя семья предпринимателя живет в столице. Идея перебраться в собственный магазин с рынка принадлежала также ему. Все дело в том, что на базаре день предпринимателя начинался с выставления велосипедов «на витрину», которой служила улица. На это уходило часа полтора и еще столько же на то, чтобы после убрать велосипеды обратно в павильон. И это с учетом того, что торговля на рынке сворачивалась примерно в обед.
– Я мечтал о том, чтобы вывесить все велосипеды и иметь возможность работать допоздна, – признается Андрей. – Но вот видите, базарные замашки все равно остались – выставляю часть велосипедов перед магазином.
Не менее важным аргументом в пользу того, чтобы уйти с рынка, стала высокая конкуренция.
– Мы уже тогда давали рекламу, а рядом – еще восемь точек по продаже велосипедов, – вспоминает Андрей. – Вот люди приходят к нам, а потом идут по рынку и покупают товар у конкурентов. Получается, что мы на них работали.
– То есть, сейчас вы всем довольны и считаете, что дела идут неплохо?
– Думал, что будет хуже. Особенно с учетом нынешней экономической ситуации. Но даже с поправкой на кризис сейчас меня все устраивает. Ведь в бизнесе главное, чтобы были равные условия с конкурентами, равные возможности.
***
Отец и сын считают себя трудоголиками. Пока в магазине нет покупателей, они приводят в порядок велосипеды своих постоянных клиентов, выравнивая спицы и меняя каретки. Подобные услуги они начали оказывать еще во времена торговли велосипедами на рынке.
– Мы с первого дня решили, что будем продавать велосипеды с таким расчетом, чтобы люди на них ездили, – рассказывает Андрей Белявский. – Поэтому все они проходят предпродажную подготовку. Я знаю, какие недочеты существуют у того или иного бренда при сборке и стараюсь их сразу же устранить, иначе велосипед выйдет из строя очень быстро. Конечно, потом все можно отремонтировать, но у человека, который делает у нас покупку, осадок останется.
Мастерских, которые ремонтируют велосипеды, в Бобруйске сегодня не так уж много. Поэтому в последнее время Андрей Белявский делает акцент на доставку запчастей, которые наряду с велосипедами продаются в магазине. Само собой, тут же можно поменять вышедшие из строя подшипники или же тормозные системы. А вот камеры предприниматель не клеит, так как убежден – их сегодня дешевле заменить, чем восстановить.
– Какие велосипеды вы привозите в Бобруйск?
– Стараюсь, чтобы был представлен максимально широкий модельный ряд всех брендов. Есть штучные вещи, такие, к примеру, как фэтбайк или велосипед для мегаполиса, который полностью складывается и упаковывается в сумку. Такую модель, кстати, собирает наш «Аист». Но из опыта могу сказать, что сегодня спросом пользуются велосипеды в ценовом диапазоне от 3 до 5 миллионов.
Конечно, мы можем привезти какую-то модель под заказ, но не со всеми производителями существует такая договоренность. Да и выбирать по интернету велосипед я бы не рекомендовал. Сам я уже давно не читаю описания на сайтах – очень часто они не соответствуют действительности. А потом приходят люди с распечатанными фотографиями и требуют продать им то, чего в природе не существует.
– Ваш покупатель – кто он?
– Это совершенно различные люди с, будем так говорить, средним уровнем достатка. Бывают солидные клиенты, которым нужен действительно дорогой велосипед для имиджа. Но в целом это – обычные люди. Если они приходят уже с готовым решением и ищут конкретную модель, то работать с ними бывает сложно – человеку не объяснишь, что за меньшую сумму можно подобрать велосипед, который по качеству будет примерно таким же. Ну, а если человек обращается с просьбой что-то ему посоветовать, то в этом случае мне намного легче найти то, что отвечало бы его пожеланиям.
– Хорошо, а как покупателю не ошибиться с выбором велосипеда в наши дни? На что нужно обращать внимание?
– На цену? Нет, она не является показателем. На бренд? Да, но не всегда, потому что у каждого производителя есть свои особенности. Женщины, к примеру, часто выбирают велосипеды по цвету, – Андрей усмехается и добавляет, что на эту категорию покупателей ему также пришлось ориентироваться, заказывая модели ярких оттенков, с цветочными принтами. – Стоит также учитывать, что многие новшества, которые рекламируются – это не что иное, как маркетинговые ходы.
– Так что же все-таки важно?
– Важно, чтобы человек понял: вот этот велосипед – мой, он мне подходит. Ну, а мы позаботимся о том, чтобы он прослужил покупателю как можно дольше.