Если проблемы и на работе, и в семье… Что делать?

2603
Ирина РЯБОВА. Фото атвора и Александра ЧУГУЕВА из архива «ВБ»
Не секрет, что в период экономических кризисов в обществе наблюдается и психическая нестабильность: все большее число людей впадает в депрессию, растет количество нервных расстройств и суицидов...

О том, как справляются с проблемами бобруйчане, корреспондент «Вечерки» беседует с заведующей филиалом «Бобруйский межрайонный психоневрологический диспансер» Еленой Хорошавка.
– Количество пограничных психических расстройств действительно растет, – говорит Елена Аркадьевна. – Это расстройства адаптации, настроения, депрессии. По подсчетам ВОЗ, к 2020 году количество депрессий в мире выйдет на второе место среди всех болезней. 
– Елена Аркадьевна, но ведь не все люди при проблемах впадают в депрессию, почему так?

Елена Аркадьевна Хорошавка.Елена Аркадьевна Хорошавка.

– Если следовать учению физиологов о теории стресса, то за напряжением, возникающим вследствие психотравмирующей ситуации, следует «мирное плато», когда организм приспособился. Этот период затишья у каждого индивидуума свой. За ним может последовать снижение степени адаптации, когда организм устает сопротивляться, и это может проявляться в виде нарушения настроения, поведения, сна, трудовой дезадаптацией. Сейчас, по моему мнению, мы находимся в состоянии того самого «мирного плато».
– То есть, через какое-то время у нас будет всплеск «нарушений настроения, поведения» и т.д.?
– Сколько продлится этот период «затишья», сказать невозможно. Повторюсь, все зависит от компенсационных возможностей каждого человека и общества в целом. Думаю, надо пытаться что-то делать, дабы этого не произошло.
– Какие психические расстройства сегодня превалируют среди бобруйчан?
– Число по-настоящему психических больных относительно стабильно в любом обществе на протяжении десятилетий. Если же брать пограничную психиатрию, то сегодня достаточно часто встречаются неврозы, неврозоподобные состояния, соматоформная вегетативная дисфункция или соматизированные расстройства по типу заболеваний ЖКТ, кожи, суставов, боль в позвоночнике и т.д. Потому-то врачи зачастую не могут диагностировать истинную причину недомоганий. Считается, что если бы в поликлиниках было достаточное число психотерапевтов, то количество пациентов, обращающихся к врачу-терапевту с непонятными жалобами, уменьшилось бы как минимум втрое. У нас есть пациенты, на которых приходится в год 30 и более посещений поликлиники, в то время как мы стремимся к средней цифре 7 посещений в год. Проблема еще и в нашем менталитете: пациенты месяцами ходят по различным врачам, упорно ищут причину своего недомогания, а обратиться к психиатру, психологу или психотерапевту не решаются, считая это оскорблением.
– Как сегодня выглядит депрессия?
– Депрессия – это хроническое заболевание, при котором выражено снижение настроения, веса, потеря интереса к жизни, социальная дезадаптация длится более месяца. Вот таких истинных, видимых для окружающих депрессий не очень много. А вот число скрытых, соматизированных депрессий, о которых я говорила выше и которые проявляются непонятными болями в различных частях тела, растет. Повторю: на 80 процентов это пациенты психиатра и психотерапевта.
– Растет ли число суицидов?
– Количество суицидальных попыток и суицидов несколько снизилось в сравнении с прошлым годом. Так, за 4 месяца 2015-го произошло 15 самоубийств, за аналогичный период этого года – 13. Здесь преобладают мужчины: по 10 в каждом из этих периодов. Способ зачастую они выбирают самый брутальный – повешение. Мы пытались найти какую-то взаимосвязь между социальным положением в обществе и суицидальными попытками, но четкой закономерности не обнаружили. Вообще, считается, что суицид – это показатель не социального неблагополучия, а выраженного неразрешимого одиночества. Да еще в кризис…
Распространенные ситуации, толкающие людей к этому шагу: неизлечимое заболевание, измена, потеря финансов, угроза ареста и т.д. Пример прошлого года: женщина чуть старше 40 лет решила, что у нее тяжелое онкологическое заболевание, хотя ее выписали с хорошей ремиссией. По возвращении домой из больницы она застала мужа с любовницей и, недолго думая, наложила на себя руки.
Многие суициденты злоупотребляют спиртными напитками. Я лично несколько раз спасала своего знакомого. Он травился, вскрывал вены, и каждый раз – в пьяном виде. В последний раз, за несколько дней до своего 30-летия, ночью пошел и тихонечко повесился. Он был одинок, не работал, у него не ладились отношения с родителями, и ключевой момент: он страдал зависимостью от алкоголя.
Ежегодно к нам поступает до 100 человек с суицидальными попытками, из них 98 процентов при этом находятся в состоянии алкогольного опьянения.
– Что можете сказать о недавнем случае, когда мужчина подошел в троллейбусе к водителю и сказал, что в салоне находится бомба. Он психически не здоров?
– Это немолодой уже мужчина, страдающий психическим заболеванием, инвалид 2-й группы.  Больше рассказать ничего не могу – по закону. Скажу одно: к лицам, психически нездоровым, совершившими общественно-опасные деяния, применяются различные формы принудительного лечения.
– Елена Аркадьевна, как вы охарактеризуете психологический микроклимат нашего общества сегодня?
– К сожалению, в обществе наметились нездоровые тенденции: матери- одиночки, родители, занятые работой, отсутствие индивидуального подхода в детском саду и школе, принцип выживания сильнейшего, как в любом животном сообществе. Мир наших детей сводится к миру виртуальному, они не знают, что происходит вокруг, как растет трава, как поют птицы. Это снижает степень их адаптации, способность выживать в сложных ситуациях. Мы живем в мире материальных ценностей, не думая о душе. Хотя одно очевидно: человек со здоровой, зрелой душой всегда сможет заработать себе на кусок хлеба, обеспечить свою семью, любить близкого человека, быть ему верным другом, помощником, и даже в сложных обстоятельствах он сможет продержаться и выжить. 
– Елена Аркадьевна, сегодня нас стресс поджидает на каждом шагу: зарплаты маленькие, угроза сокращения, проблемы в семье…. Как выстоять? Как не поддаться отчаянию?
– Каждый человек, попавший, по его мнению, в сложную жизненную ситуацию, для начала должен задать себе вопрос: а так ли сложна ситуация на самом деле? Я могу с уверенностью сказать, что страшнее всего – смерть, все остальное в жизни, в принципе, поправимо. Потерял работу? Переключись на что-то другое, найди занятие, пусть и не соответствующее твоей специальности и образованию. Если ты хочешь работать, ты всегда сможешь обеспечить себе хотя бы минимальные материальные потребности. Развелись? Ну и что! Тяжело, больно, неприятно, но впереди вас ждет что-то новое, возможно, более интересное. Проанализируй свои ошибки в прежних отношениях и иди вперед, не повторяя их. И не нужно ни на кого обижаться. Если в твоей жизни что-то происходит, это не значит, что кто-то виноват. Надо воспринимать происходящее не как наказание, а как учебу. Не зря существуют тысячи русских поговорок: «Нет худа без добра», «Не было бы счастья, так несчастье помогло».
– А если у человека действительно неизлечимая болезнь, и шансов на выздоровление нет…
– Я имела честь знать такую женщину, которой был установлен онкологический диагноз, и жить оставалось совсем немного. 35 лет, совсем недавно цветущая и полная надежд, имеющая двоих несовершеннолетних детей… Она отказалась от наркотического обезболивания, чтобы последние минуты своей жизни иметь возможность в сознании общаться со своими детьми, выразить им всю свою любовь и утешить. Жаль только, что ценить жизнь зачастую мы начинаем тогда, когда ее остается совсем немного. Мы слишком эгоистичны, слишком зациклены на самих себе и не замечаем настоящих проблем у наших близких. В этом плане я бы порекомендовала посмотреть замечательный американский фильм «P.S. Я люблю тебя». Это история человека, который, умирая от рака, чтобы спасти любимую женщину от одиночества и боли после своей смерти, написал ей письма. Всякий раз, вскрывая очередной конверт и следуя его наставлениям, она делала еще один шаг, возвращающий ее к жизни. Когда попадаешь в сложную ситуацию, нужно думать не о себе, а о близких, и все станет на свои места.