Равняйсь! Смирно! Как Бобруйское троллейбусное управление приучает пассажиров к армейской дисциплине

3517
Александр ЧУГУЕВ, фото автора.
В последнее время все чаще пользуюсь общественным транспортом: это и экологично, и издержки на бензин позволяет сократить, да и весьма познавательно бывает. Чего только не увидишь! Вот только вчера в городском троллейбусе на стеклах водительской кабины обнаружил подробнейшую "инструкцию" по покупке билетов.

Изложено все было на пяти листах формата А4, с любовью и тщанием распечатанных в цвете. Кроме вполне уместной информации о стоимости проезда и обоснованного предупреждения о том, что талоны продаются только на остановках, объявления информировали также, что "водитель контролирует оплату проезда!" Вполне себе повествовательное предложение зачем-то заканчивалось восклицательным знаком — наверное, чтобы никто не сомневался: мол, уж если проконтролирует, мало не покажется.

Вообще, обилие восклицательных знаков на объявлениях поражало воображение. Складывалось впечатление, будто на тебя кричат или пытаются запугать. Судите сами: "Не стучать! Форточку не открывать!", "Приобретая билеты у водителя ОБЯЗАТЕЛЬНО назвать покупаемое количество ГРОМКО и ЧЕТКО!", "Продажа билетов прекращается по объявлению о закрытии дверей до полной следующей остановки!"…

Господа хорошие, вам паспорт на входе предъявлять не нужно? А справку о судимостях?

Особенно умилило требование "Внимание! При покупке билетов у водителя приготовьте 200 рублей для каждого талона!" с неизменным восклицательным знаком на конце. Оно, конечно, можно понять водителя троллейбуса — тут и рулить нужно, и сдачу отсчитывать, и из графика не выбиваться. Непросто, в общем. Пассажиры готовы войти в положение и дать деньги без сдачи. По возможности. Только пусть это будет сформулировано в виде просьбы. А то ведь кругом сплошные повелительные формы глаголов, словно в армейских приказах.

А не забыли ли вы, уважаемые работники троллейбусного управления, что при всей вашей коммунальной собственности и естественной монополии, вы все-таки сфера обслуживания? А мы, пассажиры — ваши клиенты. Которые за оказываемую услугу вам деньги платят. Негоже кормящую руку кусать. И услугу будьте любезны оказывать культурно и вежливо, без сумасбродных приказов, выраженных в такой форме. Даже ушлые маршрутчики уже научились ценить клиента. А вы, видно, разучились.

Мое предложение руководству БТУ я сформулирую в их же выражениях: "Незаконные объявления из салона троллейбуса убрать, виновного найти и наказать, о результатах доложить!" Всё понятно?