Директор Бобруйского лесхоза Андрей Николаевич Цвирко.
Наш лесхоз занимает площадь 125 тысяч гектаров, из них 55 тысяч – в Кировском и 70 тысяч – в Бобруйском районах, это самый большой лесхоз в Могилевской области. В его составе – 12 лесничеств, 2 деревообрабатывающих цеха (в Скачке и Доманово) и лесопитомник возле поселка Брожа. Работают в лесхозе 530 человек.
– За 2015-й год выручка у нас составила 92 миллиарда рублей, экспортная выручка – 3 миллиона 300 тысяч долларов, – сразу перешел к главному Андрей Николаевич Цвирко, директор лесхоза. – Кстати, по экспорту мы – третьи в республике, доля экспортной продукции в лесхозе составляет порядка 65 процентов в общем объеме выручки. Рентабельность в прошлом году была 10 процентов, в этом уже немножко повыше.
– Что вы производите?
– Деловую и цилиндрованную древесину, сырые и сушеные пиломатериалы, топливные брикеты. Для заготовки леса у нас есть лесопункт, который образован два года назад, он разрабатывает порядка 50 процентов всей древесины новой многооперационной техникой. Кстати, одна единица такой техники в день может положить 200-250 кубометров древесины, в результате высвобождается много людей. Всего за прошлый год мы заготовили 240 тысяч кубометров ликвидной древесины.
– А куда реализуете эту продукцию?
– На экспорт ее отправляем в страны Евросоюза – Прибалтику, Германию. В месяц отгружаем порядка 270 вагонов, в том числе 240 – леса в круглом виде, две тысячи кубометров щепы, пиломатериалы забираются машинами. В период кризиса цены немножко пошли вниз, но спрос на продукцию все равно есть, в этом плане мы работаем через «Беллесэкспорт». Тяжелее стало на внутреннем рынке: предприятия концерна «Беллесбумпром», в том числе и бобруйский «ФанДОК», слабо берут нашу древесину. У нас довольно большая дебиторская задолженность, нам должны все предприятия ЖКХ, которым поставляем продукцию. Выживаем за счет того, что предприятие экспортоориентированное. Кредитами не пользуемся, в том числе и на зарплату, которая составляет в лесхозе в среднем 6 миллионов рублей.
– На развитие средств хватает?
– В прошлом году в модернизацию производства у нас было вложено 13 миллиардов рублей собственных средств, в основном занимались техперевооружением деревообрабатывающих цехов. В этом году также будем продолжать вкладывать деньги в деревообработку, хотим купить горбыльный станок, немного по технике перевооружиться. Кроме того, к сентябрю планируем построить в Петровичах новое лесничество.
– Лес рубим, а как дела с его восстановлением?
– План посадки леса у нас в этом году – 392 гектара. Думаю, завершим ее до конца апреля. Помогли нам с посадкой работники городских и районных предприятий и учреждений во время акции «Неделя леса 2016». Материал для лесовосстановления берем со своего питомника в Брожском лесничестве. Оттуда продали в Россию порядка 300 тысяч сеянцев сосны и 150 тысяч сеянцев березы. Растения для озеленения, например, тую, продаем населению. А всего в питомнике – около 70 видов растений. Цены у нас приемлемые, и практически ежедневно идет реализация.
Люди покупают и лесоматериалы. У нас две стационарные рубочные машины в Скачке и Доманово для производства щепы, и в нее перерабатывается горбыль от производства пиломатериалов. Мы обеспечиваем щепой и коммунальщиков – предприятие теплоэнергетики, Бобруйское и Кировское районные ЖКХ, плюс налажены экспортные поставки щепы.
– Андрей Николаевич, а так называемую «продукцию побочного пользования» какую производите?
– Заготовили этой весной 513 тонн березового сока, сдавали его и местным перерабатывающим предприятиям, и на экспорт отправляли. Мы могли бы и больше сока добыть, но предприятия затарились им и перестали принимать. Постоянно заготавливаем и реализовываем хозяйственные метлы. У нас есть своя пчелопасека в Мирадино из 70 пчелосемей, на которой собирается порядка тонны меда, его покупают в основном свои работники. Также выращиваем в Брожском лесопитомнике голубику, которой собираем до трех тонн за сезон. Есть у нас и охотничье хозяйство в Кировском районе, охотничий домик, работают охотовед и два егеря. В этом хозяйстве в основном охотились на дикого кабана, но в связи с африканской чумой почти всех их отстреляли. Водится небольшое количество косули, лося, но в основном охотятся на птицу.