«У алкоголика только три выхода - тюрьма, больница, смерть». Бобруйчанин рассказал о том, как победил «зеленого змия»

5116
Владимир РЕПИК. Фото www.evrikak.ru.
Лет пять назад Андрей вставал и думал: где найти выпивку, за что купить? Без нее, окаянной, было очень плохо. Иногда казалось: с утра не выпьет сто грамм – умрет! Но вскоре выяснилось, что и с выпивкой уже не лучше. Сейчас Андрей просыпается по утрам и абсолютно не думает об алкоголе, чувствуя себя при этом отлично. Начал заниматься спортом, хотя раньше его просто ненавидел. Он сумел изменить свою жизнь к лучшему и рассказал «Вечерке» о том, как ему это удалось.

– Андрей, выпивают многие, но ведь не все скатываются в разряд алкоголиков. Как это происходит?

– Выпивать я попробовал в 9 классе, в компании одноклассников. Ну, а более серьезно увлекся алкоголем на первом курсе училища, с однокурсником. Не знаю, но после выпивки сразу же возникало какое-то геройство что ли дурное или желание поскорее стать взрослым. Выпивали и становились бесстрашными, проблемы куда-то исчезали. Ну и пошло по наклонной, выпивал всё больше и больше, потом начались длительные запои по неделям. Можно сказать, что такой образ жизни я вел с 18 лет. Сейчас мне 30.

Последние полгода – вообще жесткач. Пил, как говорят, не просыхая, почти изо дня в день. Слава Богу что вовремя пришло прозрение, а вслед за ним решение бросить пить

 – А какие проблемы возникают у того, кто железно принимает решение завязать, и завязать навсегда? 

– Однажды до меня дошло: Андрюха, всё, пацан, кранты, тебя никто не спасет, все от тебя отвернулись! Ты, благодаря своей тупости и «дружкам», уже на самом дне, биться дальше головой о стену и глубже зарываться в ил бесконечных пьянок не было сил. Даже падать вниз нужны силы. И тогда я решил «всплывать». Ох и непросто это все!  Самое первое условие – как можно скорее сменить круг общения, избегать как чумы прежних «товарищей по интересам». Не могу сказать, что мне лично было сложно расстаться с этим кругом знакомых. По сути, они не друзья – возможно, общим у нас было лишь одно увлечение. «Дружба» состояла в том, чтобы пойти найти на бутылку водки, вместе ее распить, потом морду кому-нибудь набить, а лучше друг другу. Вот и вся «дружба». Так что абсолютно не жалею, что перестал общаться с этими людьми. Сейчас просто стараюсь избегать таких встреч с ними, но это тоже не так просто, они мне писали в интернете: мол, куда подевался, чего пропал, давай «бахнем», домой несколько раз заходили.  Я не стал этим людям объяснять, почему и для чего я бросил пить, как мне это все далось. Считаю, что это бесполезно. Да и сам ещё особого ж ничего не добился.

– Добился! Ты сделал первый шаг к победе над собой! Что потом было, ведь просто принять решение – этого ж мало?

– Я нашел центр реабилитации в Тамбове и поехал туда. Сделать это меня заставил страх смерти. Рановато мне ещё на себе было крест ставить. У меня уже трое «друзей» от злоупотребления алкоголем погибли. Я понял: а ведь и меня вполне может ожидать та же участь, если ничего не изменится, если сам ничего не изменю! За долгие годы алкогольного плена родные уже смирились, видимо, с тем, что я никогда не брошу пить. И мне кажется, что они и сейчас ещё не очень в это верят. Ну как это? Столько лет пить, и вдруг, резко бросить, как по щелчку, побыв в реабилитационном центре. Я их отчасти понимаю…

Это нужно доказывать своими поступками. Сейчас работаю над собой, над своим отношением к себе.

– Пить беспробудно – значит, не иметь работы…

– Все мои проблемы с работой были связаны только с алкоголем. Отовсюду, из одного кафе за другим, увольняли только из-за этого. Жаль. Сейчас вспоминаю, какое руководство было классное, человечное! Прощали, терпели до последнего, жалели. Но что теперь сделаешь? Веру в себя враз потерять можно, а вернуть её слишком сложно! Вот как этим людям сейчас объяснить, что я совсем другой, не тот я Андрей, каким был прежде, совсем не тот?! Коллектив отличный, всегда если готовили что-то, то, обязательно, с хорошим приподнятым настроением, с юмором, с историями, рассказами. Как же без этого на кухне? По образованию я повар. Господи, знал бы кто, что только сейчас я понимаю, как же любил свою работу! Город-то наш небольшой, и уже, наверное, во всех нормальных заведениях Бобруйска знают, что у меня такая проблема. Ещё и время такое трудное – попробуй, трудоустройся. Работать хочу, очень. Но не падать же на колени, не умолять же людей – возьмите меня обратно?

Я не пью уже три месяца. Просто решил, что мне это не нужно. Прекрасно понимаю, что всё зависит от меня самого, как, впрочем, и всё в нашей жизни. Никто ж тебе в глотку заливать алкоголь не будет, если ты не хочешь пить, верно? Но, конечно, довольно сложно держать себя в руках, когда ты находишься в компании выпивающих людей. Надо как-то с этим бороться. Для этого и существует 12-шаговая программа, по которой я работаю сейчас, над самим собой, и по ней же я работал, пребывая в реабилитационном центре.

– Я так понимаю, что решение бросить выпивку – одно, а вот держаться и пройти курс – это совсем другое.

 – Сейчас я посещаю общество анонимных алкоголиков в нашем городе. В основном там люди старше меня. Два раза в неделю хожу в группу, и один раз – в наркологию. Там работают тоже по 12-шаговой программе. Туда приходят люди, чтобы высказаться, обсудить свои проблемы, вопросы, то, что они не могут рассказать своим близким. Кстати, среди бывших алкоголиков много достаточно уважаемых, хороших, добрых людей. Просто они когда-то заболели, и вылечиться не так-то просто. Обычные раны быстрее и не так болезненно зарубцовываются, чем эти, когда душа болит. Такая боль ни с какой другой физической не сравнится, ни с какой…

– Андрей, с кем еще, кроме тек, кто посещает общество, ты еще общаешься?

– В основном, со своей девушкой, с братом. С другими родными встречаюсь редко. Хочу найти таких же сподвижников, как я сам. считаю, что алкоголику может помочь только другой алкоголик, который уже через все это прошел.

– Счастье – это когда тебя понимают! Девушка тебя понимает?

– Ждал и боялся этого вопроса. Девушка моя – из «прошлой» жизни. Да, увы, выпивающая. И это для меня очень большая проблема, которая может привести к срыву. Я долго думал над этим и понял, что если она не захочет меня понять, то придется с ней расстаться. Хоть и не очень хочется, всё-таки уже четыре с лишним года почти неразрывно вместе. Я ей уже сказал об этом. Она огорчилась, разозлилась. Договорились, что если соберется что-то отмечать в компании, где есть выпивка, то это без меня.

Не знаю. Поживём – увидим, что из этого получится. Очевидно одно: женщинам во сто крат труднее бросить пить, нежели мужчинам. И если рядом с вами есть та, которая нашла в себе силы, переборола себя и избавилась от алкоголизма, не стесняйтесь и не бойтесь – скажите ей за это спасибо!

– Ну а как обойтись без выпивки во время застолья? Особенно, если вокруг все уговариваю: пригуби хоть 50 граммов…

 – По поводу постоянного навязывания выпивки в компаниях, на торжествах могу сказать, что лично меня это совсем не тревожит. Хотят пить – пусть пьют. У меня есть своя голова на плечах, своя точка зрения. Решение по этому вопросу я уже принял. Самое страшное даже не то, что из-за алкозависимости рвутся социальные, деловые контакты, человек деградирует. По сути, у алкоголика только три выхода – тюрьма, больница, смерть.

Поначалу испытывал страх трезвой жизни. Что я буду делать? Как жить без выпивки, чем заниматься? Куда буду ходить, ведь вокруг все пьют: свадьбы, похороны. дни рождения. На меня ж непьющего как на дурачка будут смотреть! Не могу и не хочу, и считаю, что не имею права навязывать что-то людям, которые пьют. Единственное, что я могу сделать – это помочь, объяснить, дать дельный совет, а дальше – дело за ними. Поймут ли, это другой вопрос. Если у человека есть желание, он поймет.

– А насколько трудно и возможно ли вообще самому, в одиночку, без чьей либо помощи и совета, бросить пить?

– Не знаю, может и возможно, есть же сильные духом люди. Но, по-моему, бросить пить так просто нельзя. Не получится, точнее, так. Самое трудное после всего – начать новую трезвую жизнь. Для того и существуют реабилитационные центры, чтобы помочь в этом. Нужна поддержка, помощь специалистов, психолога. Одному справиться с этим невозможно, я считаю.

В центре я очень боялся в первый раз при всех рассказывать о своих переживаниях, высказывать свои чувства. Был страх оценки: что обо мне подумают люди? Страх того, что повесят ярлык. Сначала подумал: ну чем мне могут помочь такие же алкоголики, они же сами больные. Ну зачем я им буду сейчас рассказывать свои проблемы, глупость какая-то… Но на самом деле то, что люди делятся своими чувствами, переживаниями, опытом, страхами, сильно помогает. Испытал на себе. Это эффективнее всяких кодировок. Кодировки, врачи – выброшенные на ветер деньги, я считаю. Все зависит только от тебя, но при этом нужна и помощь специалистов. Если будешь рассчитывать только на себя – это большая предпосылка к срыву.

– Мы часто слышим словосочетание «конченый алкаш». У тех, кто достиг дна, есть шанс без посторонней помощи вернуться к нормальной жизни?

– Считаю, что нет такого понятия как «конченый алкоголик». Это больной человек, ему нужна помощь. Все зависит от тех, кто рядом, и прежде всего, от самого себя. Меня – вот вдумайтесь! –девять раз увольняла и столько же принимала обратно на работу моя начальница. Думаете, почему? Потому, что хотела помочь, старалась, но моя болезнь в очередной раз брала верх! До тех пор, пока я сам не решил что-то изменить в своей жизни. Но поддержка со стороны – это очень важно, так как без нее сложно вернуться к нормальной жизни.