«Про любовь»: суррогаты на бобруйской сцене

1926
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Глупо рассказывать людям о том, что такое любовь. Тот, кто сталкивается с этим феноменом в области чувств, не нуждается в советах. Тем не менее, актеры Молдавского государственного молодежного драматического театра «С улицы Роз» рискнули обратиться к этой нетленной теме и предоставили бобруйскому зрителю возможность взглянуть со стороны на взаимоотношения полов в ироничной, а порой грустной комедии ситуаций под названием «Про любовь».

… Четыре новеллы, объединенные общей темой, переносят публику в 20 век, где еще нет модных гаджетов, поэтому героям спектакля приходится общаться вживую или же по телефону, забрасывая в прожорливый уличный аппарат монетки. Но это лишь придает постановке особый драматизм и некую целомудренность. Собственно, с телефонного разговора двух малознакомых людей и начинается спектакль. Он – маргинал, одолживший деньги и явно не собирающийся их возвращать. Она – та самая дурочка, которая дала деньги взаймы. Казалось бы, главная героиня Анна, которую представила бобруйчанам актриса Елена Тендель, должна исходить праведным гневом и клеймить непутевого должника. Но происходит все с точностью до наоборот – барышня начинает жалеть Михаила в исполнении Василия Павленко, который умело манипулирует доверчивой особой.

У второй пары, случайно встретившейся в парке во время выгула собак, общего так же мало, как и у их питомцев. Но истерично-возвышенная продавщица магазина художественных изделий, которую с надрывом изобразила Ольга Софрикова, проявляет женский интерес к грубоватому и прямолинейному авиамеханику, в которого на сцене перевоплотился актер Александр Петров. Чем может закончиться подобна встреча?

Рудольф старше Ио на 12 лет, и их знакомство – стечение обстоятельств. Но 16-летняя школьница (Мария Барсукова) демонстрирует завидную настойчивость и не скрывает своих чувств по отношению к женатому мужчине. Может ли она рассчитывать на взаимность, принимая тактичность и терпеливость Рудольфа (Дмитрий Дубина) за любовь?

У четвертой пары дело дошло до свадьбы, но этот брак – пародия на счастливый союз. Романтичная Светлана (Аэлита Хлопотова) понимает, что ее избранник Анатолий (Яков Грибиненко) в принципе не может испытывать ни к кому нежных чувств. В итоге после свадебной церемонии молодожены готовы тут же расторгнуть брак, но – остаются вместе из желания насолить вездесущей теще.

В каждом из эпизодов есть недосказанность, которая заставляет фантазировать на заданную тему и представлять: что ждет героев спектакля дальше? Но в финале остается ощущение разочарования, словно вместо чашки ароматного эспрессо выпиваешь ячменный напиток. Суррогат отношений, в которых присутствуют сострадание, обостренное чувство одиночества, подростковые фантазии и желание создать семью «как у всех», с самого начала не подразумевают рождения новой Вселенной для двоих. Как тут не вспомнить классиков Достоевского и Толстого, а также гламурного певца Макса Коржа, которые в один голос, но на свой лад заклинают: «Люди, любите друг друга!». Но, увы…

***

- Ведь этот спектакль – не о любви? - интересуюсь у главного режиссера театра Юрия Хармелина.

– Нет, конечно! Он о тех чувствах, которыми ее заменяют, о разбитых сердцах и разрушенных иллюзиях.

***

Если нашумевшие голливудские «Суррогаты» – это апокалиптическая фантастика, то спектакль «Про любовь» – наша жизнь, в которой все мы время от времени выдаем желаемое за действительное.