Бобруйск – город лицедеев. На театральных подмостках столицы Приберезинского края

3566
Александр КАЗАК. Фото из открытых источников интернента.
В самом центре Бобруйской крепости и сегодня выделяется барочными формами здание бывшего иезуитского костела, построенного в 1732-1747 годы. Когда-то при храме действовали библиотека, школа и театр, первое упоминание о котором относится к 1760 году…

Бобруйский театр.Бобруйский театр.

Знаменитая русская актриса, Мария Гавриловна Савина, в 1870-е жила и в нашем городе, выступая в труппе одного из бобруйских театров… А уже в 1960-е город на Березине был, пожалуй, наиболее театральным из райцентров Беларуси да и всего Советского Союза – у нас работали Русский драматический и музыкальный театры, причем, последний – с балетом, хором и оркестром.

Персонажи и герои Бобруйска

Наибольшая активность бобруйских театральных трупп наблюдалась в конце XIX века. В 1890-е годы в городе на Березине выступали местные труппы, творчество которых было известно не только здешним театралам, но и всей России. Ведущими актерами бобруйских театров были Покрасова-Семенова, Эсфирь Каминская, Горбунов-Адлер, Мамонт-Дальский, Мартини. Начинал у нас свою профессиональную карьеру знаменитый Владимир Владомирский. Бобруйчанка Ольга Борисевич стала первой женщиной-режиссером в Белоруссии. Выдающимся актером был Н. Гарин, игравший роли Барона («На дне»), Кнурова («Бесприданница»), Коршунова («Бедность - не порок»), Репетилова («Горе от ума») и работавший в различных труппах бобруйских театров.

Винсент Дунин-Марцинкевич.Винсент Дунин-Марцинкевич.

В тех же 1890-х годах антрепренером в Бобруйске был знаменитый театральный деятель Беляев. Сам он жил в Варшаве и Петербурге, но, по свидетельству К. Кулакова, «держал антрепризу и был театральным хозяином во многих городах – Вильно, Могилеве, Витебске, Минске, Бобруйске». Театральные беляевские труппы ставили спектакли: «Гамлет», «Отелло», «Разбойники», «Две сиротки», «Приют Магдалины» и другие.

Русских театров в 1904-1905 годах в Бобруйске было целых два, и они давали регулярные представления. Один из них находился в двухэтажном деревянном здании на улице Шоссейной ( сегодня – Бахарова) у ее пересечения с улицей Костельной ( сегодня – Октябрьской). Рядом манил прохладой театральный сад с аллеями и скамейками, который запирался на ночь. Прежде в здании размещался ресторан Зельдовича. С конца 1900-х ведущим актёром в этом театре был Витольд Евграфович Неволин, ставший затем режиссёром. Второй театр размещался в здании пожарной охраны в Пожарном переулке и находился в ведении городского головы купца Зарубо.

Третьим центром драматического искусства являлся театр бывшего антрепренера Фридлянда. Это было очень высокое деревянное здание, а театральный зал был с тремя ярусами. В нем гастролировали еврейские театральные труппы и одна местная любительская, на базе которой потом образовался профессиональный еврейский театр.

Театр Драбкина и труппа из Лодзи

По свидетельству Якова Лифшица, театр Драбкина помещался в небольшом здании на улице Пушкина, расположенном через дорогу от дома ребе Йоэля Лозинского, в саду с фруктовыми деревьями. В театре были партер с удобными сиденьями, верхний ярус и оркестр. Удобства были, по понятным причинам, примитивные. Когда занавес был поднят, черное покрытие закрывало большие потолочные лампы над сценой.

Лучшие еврейские труппы и артисты выступали в этом театре. И хотя они были различные, но в основном давали серьезный драматический репертуар. Сэм Адлер, Джулиус Адлер, Моррис Лямпе, Рудольф Заславский и другие были частыми гостями здесь.

 Из воспоминаний Якова Лифшица «Я любил театр и буквально пропадал в нем. Некоторые спектакли ставили прямо в саду. Помню, как в 1906 или 1907 году я был приглашен в «совершенствование номера» на прослушивание. Служитель театра попросил меня спеть мелодию на иврите. Сначала я очень испугался, но как только я начал петь с эмоциями и слезами, публика громко зааплодировала. Возле театра были бильярдный зал и ресторан. Еда там была некошерная, он принимал в основном офицеров и высокопоставленных чиновников. Иногда в ресторан тайком, прячась как воры, наведывались еврейские посетители».

Из воспоминаний Менделя Элькина «В 1910 году, не помню, в какое время года, я получил новости из Лодзи, что тамошняя труппа готовится посетить еврейскую мекку – Варшаву. Это означало, что актеры путешествуют по всему еврейскому миру, чтобы показать, чего они добились, и получить аккредитацию.

Я также знал, что труппа собирается в Минск на несколько выступлений, а оттуда в Вильно. Мой местный патриотизм дал знать о себе, и я решил привезти театр Лодзи в Бобруйск. Сказано-сделано: я пошел к нашему славному Иче Эпштейну договариваться с ним. Иче Эпштейн, владелец Бобруйского театра был известной личностью в провинциальном театральном мире России. Мужчина примерно 60 лет, статный, с длинной бородой, всегда в черном пальто и ермолке на голове, даже когда он целует руки российских актрис. Он много сделал, чтобы помочь актерам в их трудностях. И он оказал мне большое уважение, в скором времени отправившись в Вильно и сориентировав труппу на Бобруйск. Это было как раз в Песах.

Эпштейн сделал много рекламы: все заборы, магазины, стены домов и амбаров были увешаны множеством разноцветных плакатов. Бобруйск был полон сенсационных новостей о предстоящих спектаклях театра Лодзи... Город ждал первый спектакль труппы из Лодзи... Не помню точно, что они играли в первый же вечер. Но я помню, что энтузиазм толпы, которая заполнила театр до отказа, было огромен. Было много аплодисментов, и каждый человек чувствовал себя окрыленным…».

Незабываемые гастроли

Актриса Мария Савина.Актриса Мария Савина.

Савина тогда просто блистала на сцене Петербургского императорского театра, ее игрой восхищались в свое время Иван Гончаров, Александр Островский, Иван Тургенев, Лев Толстой, Антон Чехов. По воспоминаниям актера Н. А. Меньшикова-Троепольского, выступления Савиной в Бобруйске предположительно в 1877 году имели такой оглушительный успех, что известия об этом вызвали интерес и в Минске, откуда приехал директор театра А. Л. Штраух, пригласивший М. Г. Савину на зимний сезон. Вот что оставили для нас ее мемуары о Бобруйске: «Театр состоял из длинной залы (чуть ли не бывшего манежа), с двумя ложами и двадцатью рядами кресел. Кроме того, было несколько квартир, где все мы разместились... Мы играли три раза в неделю, потому что в городе был офицерский клуб под названием "Ротонда", куда собиралась танцевать вся крепость во главе с семьей коменданта».

Бобруйск часто наведывали театральные коллективы из Вильно, украинских театров, польские труппы, еврейские театры. Существует не подтвержденное документально свидетельство о том, что Бобруйск в 1890-е годы посетила великая русская актриса Ермолова. Она приезжала в рамках сбора средств в помощь нуждающимся артистам, обращалась к состоятельным театралам и меценатам. Она читала монологи из пьес Островского и Шекспира. С труппой русского драматического театра в Бобруйск в 1910-х годах приезжала знаменитая русская актриса Комиссаржевская.

Какие только не посещали город на Березине таланты. Своим мастерством с бобруйчанами делились и украинские служители Мельпомены. Вот что сохранил для потомков театральный, музыкальный и художественный журнал «Артист» за 1895 год: «Малорусские труппы. В начале второй половины декабря малорусская труппа, игравшая под режиссерством г. Касивенко в Харькове, в театре-цирке братьев Никитиных, прекратила свои спектакли. С 26 декабря в этом театре начались спектакли Товарищества г. Кропивницкого, прибывшего сюда из Бобруйска. Спектакли этого Товарищества продолжатся до конца зимнего сезона». И позднее, в первой половине нового века, известный украинский драматург и писатель М.Кропивницкий посещал наш город на Березине. Его труппа давала спектакли все в том же Зеленом театре у перекрестка Костельной и Шоссейной.

Однако не надо думать, что в начале прошлого века бобруйские актеры были невыездными. По свидетельству нашего земляка писателя Льва Гунина, в 1913 - 1914-м годах труппа одного из бобруйских театров ставила в Калинковичах и в Бобруйске (в пользу бедных учащихся) «Разбитые сердца» и «Свободу искусства».

Земляки – действующие лица и исполнители

В 1910-е годы в Бобруйске начинал свою артистическую деятельность, бобруйчанин, выдающийся артист русского театра, Кузьма Кулаков (Кузьма Львович Рутштейн). Известный бобруйчанин писал, что на углу Пушкинской и Адамовской (современные Пушкинская и Комсомольская), в длинном одноэтажном здании помещалось городское училище, весьма способствовавшее развитию искусств. В училище был хор, попасть в который мечтали многие учащиеся не только этого, но и других учебных заведений. В период Первой мировой войны (по-видимому и до войны) хор проводил частые благотворительные концерты. С 1914 года – в помощь беженцам, раненым воинам, семьям погибших. В училище был хороший актовый зал, который способствовал развитию самодеятельных коллективов: тут был оркестр народных инструментов, литературно-драматический кружок. Концерты оркестра, хора и студии пользовались огромным успехом у публики.

Начальником пожарной команды в начале века (примерно в 1909 - 1914 годах) был Виталий Давыдович Винокур, брат владельца двухэтажного дома по Ольховской. Проживал он на углу современных улиц Комсомольской и Советской (дореволюционных Адамовской и Песчаной ). А на втором этаже здания пожарной находился театр в ведении городского головы купца Зарубо. В этом театре играли многие выдающиеся актеры. Видимо, тут выступал и талантливый актёр, впоследствии знаменитый лётчик, Валентин Михайлович Зернов (он родился в Бобруйске и начинал тут как актёр) – позже он учился в Петербурге и играл в петербургских театрах. Тут работал и знаменитый режиссёр Александр Александрович Покрасов-Гецевич, воспитанник и актёр киевского театра Соловцева, который с выдающимся талантом сыграл множество ролей в пьесах Гоголя, Чехова, Горького.

В те же годы проводила в Бобруйске свои первые выступления Зинаида Михайловна Полякова, урожденная Эпштейн (по бабушке – фон Розен), будущая оперная певица. В 1940-е и 1950-е годы она исполняла яркие и сложные партии в операх Большого театра в Москве; её голос и драматическую игру боготворили композитор Шостакович, виолончелист и дирижер Ростропович, и другие знаменитые музыканты.

Кроме перечисленных трех театральных залов, в Бобруйске был еще и четвертый: по Пушкинской, напротив дешевой столовой благотворительного общества, в здании, где после Второй мировой войны разместился краеведческий музей.

Бобруйская крепость также играла важную роль в культурной жизни города. В крепости был гарнизонный клуб. В этом клубе устраивались концерты и спектакли. Офицеры составляли значительную часть театральной публики, что способствовало развитию театрального искусства.

В советское время

В Бобруйск не было своего театрального здания, и обычно гастролирующие труппы давали спектакли в городском театре «Депо». Размещалось примитивно оборудованное помещение, на втором этаже пожарной части. Холщовый занавес и ряды тёмно-синих скамеек – нехитрое имущество, которое предоставляли пожарные гастролерам. Этот зал стал стационаром для странствующей труппы Владимира Кумельского, которая кочевала по всем городам и весям Белоруссии, но на зимний сезон, как правило, приезжала в Бобруйск.

Бобруйский театр.Бобруйский театр.

Владимир Владимирович Кумельский родился в 1884 году в российском Томске. Творческую деятельность начал в 1904-м, как исполнитель ролей в амплуа резонёра и фата. Стал известен, популярен у публики с 1908 года. Служил в коллективе «Товарищество Дубовицкого», в антрепризах Г. К. Невского и В. В. Чарского. С 1910-го стал антрепренером передвижной труппы (совместно с Н. Н. Шестовым). В 1910-1916 годах выступал в Могилёве, Бобруйске и других городах Белоруссии. К коллективу артистов в городе на Березине стали привыкать и на повестке дня встал вопрос о строительстве специального театрального помещения.

Весной 1930 года, на торжественном митинге, В. В. Кумельский заложил первые кирпичи в фундамент нового театра, возводившегося по проекту ленинградского архитектора Андрея Оля. В 1932 году театр, первый в республике с механизированной сценой, был открыт. Газета «Звезда» писала, что Государственный русский драматический театр БССР в Бобруйске, в организацию которого много сил и способностей вложил его руководитель В. В. Кумельский, серьёзно подходил к решению творческих задач. «Это сильный коллектив актеров с солидной театральной культурой, с искренним желанием в грандиозной стройке социализма в нашей стране». В течение двух лет зрителям были показаны «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Межбурье» Д. Кудрина, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Чапаев» по Д. Фурманову и другие спектакли… С 1932 года театр в основном работал в Бобруйске. До 1936 года его директором оставался В.В.Кумельский. Только менялись художественные руководители: В.М.Княжич (1933-1934), А.Э.Рожковский (1934-1936), А.Я.Донатти (1936-1938), В.Н.Берне (1939), Д.А.Орлов (1939-1941, 1946-1948, главный режиссер). Заслуженный артист (1933 год) и заслуженный деятель искусств БССР (1938 год) Владимир Кумельский умер 19 апреля 1939 года в Могилеве, куда театр был переведен из Бобруйска в 1935-м.

А в 1938-м в городе на Березине был создан колхозно-совхозный театр для обслуживания сельского зрителя.

В годы войны в том же здании действовал Русский драматический театр, отметивший даже 6 сентября 1943 года свое двухлетие. Как писала оккупационная газета «Новый путь» того времени, « Бобруйский театр растет и совершенствуется на глазах у зрителя. Своей задачей театр ставил познакомить зрителя с лучшими произведениями отечественной и западноевропейской драматургии. За истекшие 2 года он дал 15 постановок. Основное место в репертуаре занимает Островский, затем идут Чехов, Гольдони, Лысенко-Коныч, Шиллер, Мольер, Гауптман: театром поставлена одна оперетта «Жрица огня» и сборные концертные программы».

После войны в 1944 году театр возобновил свою деятельность и на его базе был создан Бобруйский областной драматический театр. Художественным руководителем его был известный режиссер Казимир Стецкий, сменил которого Николай Ковязин. Вот некоторые названия спектаклей тех лет: «Урок жизни» В. Головчинера, «Лодочница» Н. Погодина, «Правда, хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова. В 1947 году театр перевели в Гродно, а у нас в Бобруйске в здании, восстановленном в 1949 году, работали гастролирующие труппы.

И только в 1956 году постановление Совета Министров БССР дало жизнь Бобруйскому передвижному белорусскому драматическому театру. Возглавил его Аркадий Аркадьев. Репертуар складывался в основном из пьес, близких сельскому зрителю. Со времени открытия в 1957 году спектаклем по пьесе Я. Купалы «Разоренное гнездо» театр в Бобруйске уже не прекращал своей деятельности, только менял названия и реорганизовывался. В 1962 году – это Бобруйский музыкально-драматический театр, в 1965-м – Могилевский областной театр музыкальной комедии, на основе которого в 1970 году был организован Государственный театр музыкальной комедии БССР. Таким образом, театр в Бобруйске дал жизнь многим известным коллективам.

А в самом городе в 1970 году на месте старого началось строительство нового театрального здания. Театр, уже имевший название Могилевского областного театра драмы и комедии, в то время работал в помещении городского Дома культуры. Главными режиссерами в разное время были Виктор Королько, Франц Пухович, Михаил Ковальчик, Вадим Мухин, Георгий Нестер, Сергей Полещенков, Валерий Лосовский.

В 1977 году театр переехал во вновь отстроенное здание, получил имя Винцента Дунина-Марцинкевича – уроженца Бобруйщины, родоначальника белорусской национальной драматургии и открыл сезон 1978 года его «Пинской шляхтой». Не без гордости отметим, что наш театр единственный осуществил постановку всех пьес В.И. Дунина-Марцинкевича (1978 год– «Пинская шляхта», 1994 – «Вечера в Люцинке», 1997 – «Пинская шляхта», 1999 – «Залеты», 2005 – «Идиллия») и о нем ( 2008 год – «Комедиант» по пьесе А. Асташенка). В Бобруйске зародился и пять раз проводился фестиваль национальной драматургии имени В.И. Дунина-Марцинкевича – в 1998, 2001, 2008,2011 и 2015 годах. Он собирал лучшие театральные силы со всей Беларуси и стран ближнего зарубежья.

 В свое время в нашем театре работали заслуженные артисты БССР – Нина Калаптур, Георгий Лавров, Петр Мастеров, Лариса Федченко, Бронислав Баев, Тамара Миронова, Валерий Филатов, Георгий Малявский, Анатолий Жук, прекрасные актеры Татьяна Бондарчик, Герман Клименко, Сергей Клименко, Валентина Деменкова, Антонина Бендова, Жанна Зарембо, Вячеслав Иванов, Лариса Бархатова, Евгений Грахов. Сегодня значительную часть труппы театра составляет молодежь, которая с должным пиитетом относится к таланту старших коллег Ж.К.Зарембо, В.Кучко, А.В. Дворянникова, Н.В. Герасимени, А.И. Граховой, Г.Н. Агейкиной, Н.М. Кашпур, Е.И. Сафроновой, заслуженного артиста Беларуси А.А. Парфеновича.